Магазинные ловушки.
Как избежать ненужных покупок.
Журнал NewDiet. Лучший источник информации о диетах, фитнесе и здоровом питании.
Обычный поход в супермаркет за продуктами иногда преподносит странные сюрпризы. При невыясненных обстоятельствах в сумке среди прочих покупок порой оказываются не очень-то любимые и, более того, совершенно несовместимые с диетой мармелад ядовитой расцветки и мясные полуфабрикаты. В душу закрадываются смутные предположения, после которых ставишь сама себе печальные диагнозы: потеря чувства меры и времени, ранняя забывчивость, рассеянность…
Но дело в другом: прилавки вновь заманили тебя в свои сети и выпустили, только вручив щедрую порцию "вредных" и ненужных продуктов.
В обществе потребления существует искусство заставить человека делать как можно больше покупок -- мерчендайзинг. Это комплекс уловок, нацеленный на то, чтобы сформировать у покупателя так называемый "импульс покупки". В результате загадочное устройство мира Супермаркета с холмами фруктов, долинами молочных продуктов и ледниками полуфабрикатов продумано так, что покупатель приобретает больше, чем нужно, не то, что намеревался купить, и задерживается в магазине дольше запланированного времени.
Главное -- вызвать у покупателя нужное эмоциональное состояние. А поэтому все ловушки расставлены с учетом человеческой психологии.
У порога Что бросается в глаза при входе в зал супермаркета? Цветочные композиции, комнатные и садовые растения, керамика и атрибуты для отдыха. Такое позитивное начало шоппинга настраивает покупателя на положительные эмоции.
Восприятие Обстановка грамотно сконструированного супермаркета благотворно воздействует на наши органы чувств, настраивая на нужный (то есть выгодный для магазина) лад.
Обоняние В крупном супермаркете тебя никогда не встретят неприятные запахи рыбы или мяса - скорее, чуть уловимые нотки ненавязчивого ароматизатора или озона. Или ароматы свежевыпеченного хлеба или жареного кофе. В европейских супермаркетах служащие даже используют спреи с запахом свежего хлеба, если в магазине нет действующей пекарни. В итоге ты, соблазнившись ароматом выпечки, кладешь в корзину пакет аппетитных булочек, давая себе обещание "с завтрашнего дня" отказаться от мучного.
Зрение Куда ни взглянешь - все радует глаз: от привлекательных этикеток до опрятности обслуживающего персонала. Зеленые, бежевые, светло-голубые тона пола и стен притупляют бдительность покупателя. Свет приглушенный, благодаря чему клиент моргает реже, а значит, способен смотреть на прилавки широко раскрытыми глазами. Световое оформление витрины в зависимости от представленного на ней товара корректирует наше представление о нем. Например, прилавок с мясными деликатесами может иметь розовую подсветку -- в таком освещении нежный окорок выглядит еще аппетитнее. Лотки с сыром подсвечены желтоватыми лампами, под лучами которых сыр буквально светится изнутри! Не забывай, что взаимосвязь между полезным и привлекательным может быть прямо противоположной.
Слух Скорость нашего движения по супермаркету задает музыкальный фон. Как правило, здесь звучит нейтральная музыка: песни поп-исполнителей или инструментальные композиции. Ритм мелодий спокойный, что замедляет передвижение и задерживает нас в магазине.
Вдоль и поперек Хлеб и молоко - самые популярные продукты -- часто оказываются в противоположных частях магазина не случайно. Передвигаясь от одного отдела к другому, приходится пересекать супермаркет насквозь, совершая дополнительные покупки по пути. Именно поэтому 5 основных групп продуктов - хлеб, мясо, молоко, овощи и фрукты, алкоголь - располагаются в противоположных точках торгового зала. Спланируй заранее свой маршрут. В случае, если хлеб и алкоголь не вписываются в план покупок, не стоит колесить с тележкой по всему супермаркету.
Прятки Других неизменных спутников нашего стола -- сахар и соль -- придется поискать, а выставлены они могут быть где угодно. Чем дольше будут наши поиски, тем больше других продуктов окажется в корзине.
Размещение Наиболее комфортно выбирать покупки там, где нет сутолоки, т. е. в самых широких проходах. Здесь и выставлены самые дорогие продукты. Но это еще не все. Протянув руку к прилавку, обрати внимание, на какой товар пал выбор? Скорее всего, на тот, чья цена выше стоимости соседей с верхних и нижних полок. Дорогие, менее полезные и востребованные товары удобно расставлены на уровне глаз и рук, и мы импульсивно выбираем именно их.
Правило правой руки Преобладающее число покупателей - "правши". Именно поэтому при входе в супермаркет и последующем движении наш взгляд падает в первую очередь направо. Здесь и подстерегают основные соблазны.
Перекресток Стратеги в супермаркетах знают, что при развороте тележки в одну сторону наш взгляд падает в противоположную. Поэтому не задерживайся на пересечении проходов -- именно здесь выложено множество бесполезной мелочевки.
Бесплатные образцы Когда мы получаем бесплатный образец продукта, то с вероятностью 80% впоследствии покупаем его. Возможно, не отходя от места. Именно с этой целью в залах супермаркетов устраиваются презентации. Как правило, недешевые чаи, хлебцы и мясные деликатесы попадают к нам в виде небольшой бесплатной порции, а чуть позже - уже в виде солидной упаковки оказываются в наших корзинах.
Финишная прямая Покупатель причаливает к кассе и попадает в новый капкан: лотки с мелочевкой. Конфеты для детишек и освежители дыхания для их родителей летят в телегу в момент ожидания очереди. Обрати внимание на монетницу, куда кассир со звоном стряхнет сдачу. В момент оплаты человек видит на дне блюдца рекламу товара, который как нельзя кстати оказывается возле кассы. Такая монетница ненавязчиво напоминает покупателю, что он "забыл" купить -- стоит только протянуть руку. Например, за шоколадным батончиком, которого "как раз не хватало".
Не обращать внимания на капканы супермаркета практически невозможно: они захватывают нас и в совокупности действуют на подсознание. И все же контроль над ситуацией можно взять в свои руки.
Не покупай еду на голодный желудок. В противном случае соблазнительные упаковки и запах кондитерской возьмут верх над здравым смыслом.
Держи при себе составленный заранее список продуктов, которые собираешься купить.
Попав в супермаркет, откажись от тележки -- главного орудия психологической атаки -- и возьми корзину. Ты сможешь контролировать свои действия, не подчиняясь траектории движения железной спутницы, а объем корзины и увеличивающийся вес ограничат желание пополнить ее дополнительной ношей.
Не ходи за хлебом, молоком, солью и другими основными продуктами в супермаркет, если кроме них ничего не собираешься приобретать -- в супермаркете покупки одним хлебом, скорее всего, не ограничатся.
Решила заполнить тележку до отвала с тем расчетом, чтобы недельки две вообще не ходить в магазин? Не получится. Например, без свежих овощей, фруктов или хлеба 2 недели не обойтись, а при очередном продуктовом рейде картина вновь повторится.
Психологи вычислили так называемый комплекс пустой корзины. Иногда покупатель чувствует себя белой вороной, если в его тележке, в отличие от проплывающих мимо, ничего не лежит. И старается восполнить этот пробел. Особенно сей комплекс обостряется возле кассы. Не стесняйся под выжидающим взглядом покупателей, подпирающих трещащими по швам тележками, выложить кассиру яблоко и стаканчик йогурта. В твоем праве выбирать количество и качество приобретаемых товаров.
Отнесись внимательно к уцененным продуктам. Обратись к консультанту и узнай причины снижения стоимости.
Если непосредственно у кассы ты усомнились в правильности выбора той или иной покупки, либо ее стоимость не соответствует указанной на ценнике, не стесняйся оставить товар кассиру.
Не отходя от кассы, проверь чеки во избежание неприятных неожиданностей. Не обращай внимания на многозначительные вздохи следующих покупателей.
Если хочется уберечься от воздействия внешних раздражителей в процессе шоппинга, вооружись защитными средствами: вставь в плеер диск с энергичной музыкой, перебей соблазнительные запахи парфюмом и надень очки с тонированными стеклами!
В конечном счете, все решения мы принимаем сами. И лишь в наших силах выбрать продукты, максимально полезные для фигуры и отвечающие представлениям о здоровой пище.
|