К прогрессированию избыточного веса ведут слишком жесткие попытки от него избавиться
Пятница, 21 Октября 2011 г. 08:53 (ссылка)
Процитировано 6 раз + в цитатник
Прочитало: 1 за час / 5 за сутки / 6 за неделю / 20 за месяц
lenapugacheva все записи автора
Как-то раньше об этом не писали. Наоборот, полагали, что чем жестче, чем решительнее человек за себя возьмется, тем скорее он достигнет нужного ему результата. Однако вот типичный сценарий такой тактики:
Этап первый – происходит снижение веса
Представим, некто решил пособлюдать разгрузочную диету, чтобы снизить свой вес. Что-то исключил, что-то ограничил. После 6 часов вечера решил не есть совсем. Поскольку калорий в этой диете меньше, чем он тратит, недостающая разница покрывается за счет расщепления жира, и вес поначалу снижается. Но, далеко не только за счет жира. Ведь помимо жира в первые дни еще идет и обильное выделение жидкости, связанной с гликогеном и с солями. А так же потеря белка и белковых тканей, особенно мышечной1, что тоже характерно для полуголодных режимов питания.
Этап второй – снижение веса замедляется
Самое простое объяснение этому феномену, хорошо известному каждому худеющему, заключается в следующем. В процессе сидения на диете произошло снижение расхода энергии. Ведь если организм получает меньше энергии с пищей, он естественным образом старается меньше этой энергии тратить. И делает это довольно успешно. Причем эта «экономия» очень часто бывает незаметной – несколько снижается температура тела, замедляется пульс, снижается мышечный тонус, уменьшается двигательная активность. Наш термин «сидение на диете» очень точно отражает ситуацию. Именно сидение, пребывание в относительном двигательном покое. На большее не хватает ни сил, ни энергии.
Многие худеющие замечают, как при соблюдении диеты их вдруг охватывает зябкость, они не могут согреться, спят одетыми, под теплыми одеялами. Многие замечают появление апатии, снижение желаний. Если раньше они охотно участвовали в разного рода увеселениях, ходили по гостям, посещали концерты и театры, то теперь, все на что хватает их сил, это сидение в кресле, закутавшись в теплый плед.
Но есть и другая причина, субъективная. Наш герой устал соблюдать все эти запреты. Ему очень хочется поесть именно те продукты, которые он себе запретил. Ему очень хочется поесть именно после шести вечера. Перед сном мысли о еде приобретают характер навязчивых.
Этап третий – снижение веса прекратилось, вес снова нарастает
Действительно, пока все шло хорошо, и вес снижался, наш знакомый был готов терпеть все эти муки. Теперь же, видя, что вес «стоит», он стал потихонечку нарушать режим. Мысли, которые его при этом посещали, многим худеющим хорошо известны: «Я безвольный, я слабый, я никогда не добьюсь ничего в этой жизни». И клятвы с завтрашнего дня опять за себя взяться… И так далее, пока однажды ему не станет совершенно ясно, что он «сорвался».
И нам очень важно понимать, что наш знакомый «сорвался» бы в любом случае. Ведь почему запретив себе какой либо продукт, человек всякий раз срывается? Потому, что любой запрет возвращается к нам наваждением! А самый простой и часто единственный способ избежать наваждения, это ему поддаться…
Ведь теперь наш герой должен очень хорошо представлять себе тот продукт, который ему запрещен. Он должен очень сильно хотеть скушать этот продукт (а иначе, зачем его запрещать?). И развивается порочный круг. Чем сильнее он ЭТО хочет, тем лучше и отчетливей представляет ЭТО себе во всех сочных красках. И, соответственно, тем сильнее боится ЭТО съесть! И тем сильнее запрещает!! Но, чем отчаяннее запрещает, тем еще сильнее хочет…!!! И так далее по нарастающей. Идея «хочу!» носится по кругу усиливаясь с каждым витком. Эдакий циклофазатрон. И из этого круга есть только один выход ? «сорваться». И этот выход обусловлен природой человека. И тот же самый механизм срыва при запретах на поздние приемы пищи, когда «нельзя ничего есть после шести часов вечера», и при любой другой жесткой регламентации питания.
Вдумайтесь в дословный смысл поговорки «Запретный плод сладок!»
Не потому ли он СЛАДОК, что нам его НЕЛЬЗЯ?!
Конечно, наш знакомый может и дальше гипнотизировать себя идеей собственной безвольности. Но если эти срывы свойственны подавляющему большинству людей, то давайте, наконец, согласимся - терпеть длительное время снижение качества жизни, обусловленное многочисленными запретами просто противно человеческой природе. Почему? Да потому что мы так устроены! Потому что человек создан отнюдь не для мучений. Он создан для счастья, как птица для полета2!
Кстати, чуть в сторону. Большинство моих пациентов приходят ко мне с уверенностью, что лишь их безволие (малодушие, никчемность! Господи, как жить, такое о себе думая!?) не позволяет им преодолеть тяготы диеты. Друзья, это не удается подавляющему большинству из нас! И не потому, что мы здесь все слабые и безвольные, а потому что мы так устроены. Мы не можем перепрыгнуть через дом, мы не можем обходиться без воздуха больше пяти минут, мы не можем бегать со скоростью гепарда. Мы много чего не можем, в том числе худеть и поддерживать вес в норме через запреты.
И вместо того, что думать на свой счет разные гадости, присоединяйтесь к нам, к компании нормальных людей. Будем ставить и решать только те задачи, которые решаются!
Этап четвертый – вес стабилизируется на значительно более высоком уровне
И теперь после срыва наш герой ест много, причем именно того, что раньше себе запрещал. Естественно, он поправляется, и у него есть очень высокая вероятность принабрать килограммов пять-шесть сверх исходного уровня. Во-первых, потому, что у него уменьшился расход энергии, а во-вторых, потому, что у него уменьшилась масса мышц. А мышцы, как мы уже выяснили, это та ткань, которая эффективно расходует жир для извлечения энергии. Чем меньше у человека относительная мышечная масса, тем больше жира может откладываться в запас.
И если наш знакомый применит такую штучку с похудением несколько раз за год, то конечная прибавка веса может составить и 10 килограммов, и более. Это значительно больше той средней прибавки веса, которая наблюдается у людей, которые просто живут и не думают ни о каком снижении веса. Там прибавка обычно составляет 0,8-1 кг в год.
Вот так вот, «хотели, как лучше, а получилось… как всегда!». Хотели похудеть, а только растолстели еще больше. Причем аналогичная ситуация сложилась бы, если бы наш знакомый решил бы для похудения каждый день побегать. Даже если бы по началу вес снижался неплохо, все равно, через какое-то время эти нагрузки стали бы невыносимыми, произошел бы «срыв» и повторный набор веса до уровня, очень вероятно, превосходящего исходный.
Именно на этом основании мы делаем очень важный для нас вывод
Непродуманная, слишком жесткая, насильственная похудательная тактика способствует набору веса, но никак не его снижению.
Просто набор веса здесь идет как бы лесенкой – «шаг вперед и два назад!».
Кстати, в этой группе причин мы уже видим участие психологии. Ведь посмотрите, что получается. Наш герой сначала снизил вес, а потом снова поправился. И теперь у него есть все основания говорить – «Я использовал хороший эффективный метод, ведь он помог мне похудеть. Но сам я оказался слабым и безвольным и не смог удержать полученный результат».
Другими словами – данная диета хорошая, потому, что она ведет к снижению веса. Да только вот я плохой (слабый, безвольный) не могу выдерживать ее долго. Это весьма распространенная ошибка, ведущая к очень серьезным последствиям. Она заставляет моих пациентов снова и снова отправляться в похудение как на войну, как в бой. Но...
. . .
Фрагмент из статьи доктора медицинских наук, диетолога Михаила Гинзбурга
"К прогрессированию избыточного веса ведут слишком жесткие попытки от него избавиться".
|