Холодным январским утром на станцию метро в Вашингтоне, округ Колумбия, вошел человек и начал играть на скрипке. Он играл 45 минут. Был час пик, и за это время через станцию прошли тысячи людей. Большинство из них спешили на работу.
На третьей минуте концерта скрипача заметил мужчина средних лет. Он замедлил темп и остановился на несколько секунд, а затем двинулся дальше, ускорив шаг, чтобы наверстать упущенное время.
Через минуту скрипач получил первый доллар: какая-то женщина бросила деньги в его футляр и, не останавливаясь, продолжила путь.
Через несколько минут один из прохожих прислонился к стене, чтобы послушать скрипку, но затем посмотрел на часы и пошел дальше: видно, опаздывал на работу.
Дольше всех задержал внимание на музыканте трехлетний мальчик...
Мать подталкивала сына идти дальше, но мальчуган уперся: он остановился, чтобы посмотреть на скрипача. Тогда мать покрепче поддала сзади, и ребенок наконец пошел, все время оборачиваясь с открытым ртом. Эта сцена повторилась еще с несколькими детьми. И все родители, без исключения, заставляли их двигаться дальше.
За 45 минут, что музыкант играл, только 6 человек остановились и слушали некоторое время. Около 20 кинули ему деньги, но продолжили путь без остановки. Скрипач заработал 32 доллара. Когда он закончил играть и на станции воцарилась тишина, никто этого не заметил. Никто не зааплодировал, никто не проявил еще какого-либо признания.
Никто не знал, что это был скрипач Джошуа Белл, один из лучших музыкантов в мире. Он играл самые сложные из произведений, когда-либо написанных для скрипки, на инструменте стоимостью 3,5 млн долларов.
За два дня до концерта в метро билеты на Джошуа Белла были распроданы в театре Бостона в среднем по 100 долларов за место.
Это реальная история. Игра Джошуа Белла инкогнито в метро была организована газетой «Вашингтон пост» как часть социального эксперимента на предмет восприятия, вкуса и приоритетов людей. В ходе эксперимента пытались выяснить: в обычной среде, в обычное время – как мы воспринимаем красоту? Остановимся ли мы, чтобы оценить ее, насладиться ею? Распознаем ли мы талант в неожиданных условиях?
Вот о чем заставляет задуматься этот эксперимент: если у нас нет времени остановиться и послушать одного из лучших музыкантов в мире, играющего лучшую музыку из когда-либо написанной, сколько других прекрасных вещей мы упускаем?
Мне остается сказать то, о чем вы, наверное, догадались и сами: обращайте внимание на происходящее прямо перед вами…
Удачи!