lappick
Diet-Баллов: 40395
Сообщений: 2800
28.9.2007 19:21
|
СИМВОЛИКА ЦВЕТА
Наверно, с тех самых пор, как люди стали цвета называть разными словами, то есть обратили на них внимание — им стали приписывать и некий скрытый смысл. И, наверное, это оправдано, цвет действительно несет важную информацию о своем носителе (как симптом болезни, как признак изменения времени года, как характеристика видовой принадлежности...). И выделяли то семь цветов радуги (почему, собственно, семь? спектр ведь непрерывный), то пять цветов первоэлементов (это у китайцев), то три основных цвета (а это в цветных телевизорах и мониторах).
Символика цвета меняется и плавно кочует из культуры в культуры, то мутируя до неузнаваемости, то умиляя неожиданной созвучностью.
Черный цвет — ночь, смерть, раскаяние, грех, зло, деструктивные силы. Тишина и пустота. Черный, поглощая все цвета, выражает отрицание и отчаяние, противостоит белому, в китайской философии — это Инь, в христианской церкви — горе и оплакивание, скорбь.
В качестве знака смерти — на флаге анархистов, на флагах пиратов («Веселый Роджер»); судья в британском суде разрывал при произнесении смертного приговора квадраты черной материи. Тайные науки, обращавшиеся к дьяволу, получили название «черной магии», а чуму называли «черной смертью». В Японии, однако, черный цвет означает радость.
А вот отрывок из Джерома К. Джерома.
«Хороших людей можно отличить по тому, что они всегда одеваются в черное. А совсем хорошие — вы, наверное, заметили — надевают черно» сверху донизу, до перчаток и галстука, причем черная у них иногда даже рубашка под пиджаком. Средне хорошие люди позволяют себе светлы» брюки по выходным, и некоторые заходят так далеко, что облачаются в цветные жилеты. С другой стороны, люди, которые не задумываются о будущем, шатаются повсюду в светлых костюмах; закоренелых негодяев народ обходит стороной, завидев их белые шляпы. Но о такого рода публике но говорят в приличном обществе и, возможно, мне не следовало их здесь вообще упоминать». (Досужие мысли досужего человека, Джером К. Джером).
Синий цвет, и голубой цвет неба и моря представляет высоту и глубину, постоянство, преданюсть, правосудие, совершенство, размышление и мир. Древние египтяне синим цветом обозначали Правду. Это цвет Зевса и Геры, живущих выше облаков. Голубой символизирует доблесть и превосходство. «Голубая лента» дается за выдающиеся достижения в самых разных областях, некогда она была высшей рыцарской наградой во Франции, старинным орденом Сент Эспри (святого духа). А еще синий цвет ассоциируется с королевской I властью и благородством происхождения; эпитет «голубая кровь» для людей высокого происхождения произошел из убеждения, что вены у испанских аристократов «более синие», чем у тех, кто произошел от смешанных браков. Выражение «синий чулок» по отношению к ученой даме восходит к ХУвеку, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занятых изучением наук, и синие чулки были просто атрибутом их одежды. Этот обычай спустя 100 лет переняли парижские интеллектуалы. А сам термин возник в Англии в XVIII веке, когда в салон миссис Элизабет Монтегю, писательницы и общественного деятеля, некий стремящийся к самосовершенствованию джентльмен стал ходить, облачаясь в синие чулки вместо модных \' шелковых черных. И, напротив, — носить голубой цвет у некоторых африканских племен положено только беременным женщинам.
Синий выражает еще сомнение и депрессию французское выражение «путешествие в синее -означает витание в облаках, пустые мечты; блю (от английского слова синий, blue) — меланхолическая, депрессивная музыка афроамериканцев; в христианском искусстве символизирует набожность, искренность, благоразумие; символизируя постоянство и преданность, ассоциируется с Де вой Марией. В Исходе синий цвет неба, символизирует Откровение. Израильтянам в книге чисел велено было иметь синюю кайму на краях одежды дабы это постоянно напоминало им о боге. Психологи считают, что люди, выбирающие синий цвет, стремятся к покою и довлетворенности, нуждаются в защищенности, страшатся пустоты.
Зеленый — цвет весны, созревания, роста, природы, свободы, надежды (наступление весны и обновление жизни), возрождения. Часто символизирует непрерывность, даже бессмертие (вечнозеленый). Означает избыток, процветание, стабильность. Деньги у многих народов имеют зеленый цвет. С другой стороны в некоторых европейских странах банкротов обязывали носить шляпы зеленого цвета. В море зеленый флаг означал кораблекрушение; на земле же зеленый свет светофора говорит «Проезжай вперед», «путь свободен». Впрочем, такое значение было стандартизовано в Британии в 1983 году, а в США еще на 20 лет позже; до этого зеленый служил для предостережения, а двигаться позволял белый. Одновременно зеленый цвет — знак разложения и плесени. Осирис, бог умирающей и воскресающей природы, изображается зеленым. Это цвет эльфов, а значит — цвет непослушания и проказ. Это цвет зависти и ревности, «зеленоглазого монстра». Это символ молодости, незрелости, наивности, «зеленых суждений». Это священный цвет ислама. Ирландию называют «изумрудным островом»; зеленую одежду ирландцы воспринимают как проирландские симпатии. Теперь этот цвет стал популярным в экологическом движении — защитники природы называют себя «зелеными». По Максу Люшеру, люди, предпочитающие зеленый цвет, имеют спокойное поведение, они хотят удержаться и быть уверенными, что их личность обладает значимостью, и с ней считаются; с зеленым цветом сопряжено серьезное, строгое, важное самоощущение.
Пурпурный — власть, достоинство, почет, величие, слава, мощь. Союз любви и правдивости, как сочетание красного и синего. Пурпурная краска была самой дорогой, и она представляла золото — в Древнем Риме и у греков пурпурные тоги носили только императоры, полководцы, судьи. С тех пор пурпурный ассоциируется с троном и властью. В Византийской империи существовало правило, что будущий император должен рождаться только в комнате с пурпурными покрывалами на стенах, откуда выражение «рожденный в пурпуре» по отношению к людям из высших классов. Когда священник римско-католической церкви становился кардиналом, то говорили, что он «поднялся до пурпура» (хотя его одеяние было красным). Гораций в своей «Науке поэзии», датируемой примерно 20 годом до н.э., пурпурной прозой называл чересчур замысловатые и вычурные писания. Пурпурный цвет может отражать грех и скрытность; хотя в христианских церквях пурпур обозначает отпущение грехов, покаяние, оплакивание; его надевают во время «великого поста».
Красный — наиболее агрессивный цвет, это боль, любовь, гнев, кровь, война, смерть, мужество, а также здоровье и возмужалость. Это цвет жизни, активной и агрессивной. Доисторический человек, если хотел вернуть к жизни какой-то объект -кропил его кровью. У римлян красный цвет — божественный, цвет победы. Когда римские полководцы одерживали победу, они красили лицо красной краской в честь своего бога войны Марса, а вавилоняне назвали красную планету — Марс именем своего бога смерти — «Неграл».
Красный — цвет революции, вызова. В Британском военно-морском флоте красный флаг «вызова на бой» существует с XVII века; это цвет народного бунта — сторонники национального итальянского лидера Джузеппе Гарибальди назывались «краснорубашечниками», и красный цвет они носили как знак неподчинения существующим порядкам. Это цвет революции — красный флаг был поднят в Париже во врем Французской революции, чтобы объявить военное положение; а толпа присвоила этот флаг себе, чтобы продемонстрировать, что власть принадлежит ей, а не закону. Красный флаг — флаг международного социализма, левого крыла политики в целом. О нашем красном флаге и говорить нечего. Но красный цвет — это же и цвет любви. Интересна переходная символика — красная роза лейбористов. Концепция красного как цвета любви восходит к огню, теплу, страсти.
В средневековом христианском искусстве красный — цвет милосердия и божественной любви. Красным цветом изображают обычно серафимов, занимающих высшее положение в иерархии ангелов. В день Святой Троицы этот цвет служит олицетворением Святого духа, который спустился с небес подобно языкам пламени. Это и цвет мучеников, проливших кровь за веру. Красным бухгалтеры отмечают убытки, а календари — нерабочие дни. Красная тряпка для быка — способность красного цвета вызывать. Этот цвет повсеместно используется в качестве предупреждения об опасности и сигналов «Стоп». В природе ядовитые насекомые нередко имеют раскраску с преобладанием красного цвета (а другие под них мимикрируют, чтобы их тоже не ели). Наконец, вспомним красную букву «А», которую должны были носить на одежде женщины, уличенные в незаконной связи, в Новой Англии в XVII—XVIII веках, напоминая, что Иоанн в «Откровении» видел «блудницу» в «багряном»... «Сидящую на звере багряном... на поенную кровию святых». Район публичных домов издавна называется районом «красных фона рей» — именно такие фонари раньше висели перед подобными заведениями.
Но и шляпы фей в Ирландии — тоже всегда красные.
В психологии личности, выбирающие красный цвет, стремятся к покорению, к успеху, к достижению; если говорить о любви, то это, скорее, чувственная страсть, потентность; поведение активное, может быть даже агрессивным, самоощущение оживленное, деятельное, воодушевленное.
Желтый цвет — цвет солнца и лета, в алхимии золото считалось застывшим солнечным светом. Как цвет, близкий золоту и солнцу, часто символизирует славу и божественную власть. В греческой мифологии — это атрибут Аполлона, солнечного бога; в Китае желтый цвет — цвет императора; во время последней правящей династии Цин (до 1911 года) только император имел право носить одежду желтого цвета. В Индии новобрачная покрывает свои руки желтым для того, чтобы Обозначить то счастье и единство, которого она ожидает. Но желтый — это и цвет разлуки, цвет предательства, ревности, трусливости и лжи. Во Франции это был цвет рогоносцев; до XVI века в Европе дома предателей мазали желтой краской; Иуда Искариот и Каин в церковном искусстве обычно. Изображались с желтыми бородами. Евреев в периоды антисемитизма заставляли носить желтые одежды, поскольку они «предали Иисуса»; испанская инквизиция сжигала осужденных в желтых одеждах, что символизировало их измену Богу. Желтый флаг — цвет болезни, означает, что на борту есть инфекционные больные или карантин. В желтый окрашивают спасательные вертолеты, желтый — знак предупреждения (желтая карточка в футболе, желтый сигнал светофора).
Желтая пресса и желтый журнал означают средства массовой информации, поставляющие искаженную информацию и сенсации для увеличения тиражей (термин появился в конце прошлого века, когда периодические издания только-только начали переходить на цветную печать).
В Китае «желтой литературой» и желтыми фильмами называется порнографическая продукция; с другой стороны, согласно Книге китайских символов, «женщиной желтого цвета» называется сохраняющая девственность.
В психологических тестах выбор желтого цвета означает веселое, радостное мироощущение, общительное и отзывчивое поведение.
В китайских пяти элементах желтый — цвет земли — означает стабильность, зрелость, материальность.
Белый символизирует чистоту, целомудрие, мир, девственность, свет, мудрость и, поскольку «не таю в себе другого цвета» — невинность и правду Белая магия, в отличие от черной, направлена на благо, часто на целительства, или против черной магии. Это набожность и религиозные обряды. Священные лошади в Греции, Риме, у кельтов и германцев были белыми. Белым был и мифический Единорог. В Азии кое-где священными считаются белые слоны; выражение «Белый слон», впрочем, означает больше: внушительное, но бесполезное при обретение, т.к. стоимость прокорма белого слон; быстро разоряла придворных, которым его дарили Белая лилия — символ девы Марии и французского королевского дома; Белая роза символизирует девственность (белые цветы дарят невесте). Весталки в Древнем Риме носили белые одежды, белыми были одежды жрецов Осириса в Древнем Египте, служителей храмов Зевса и друидов. В церкви белый цвет означает чистоту, правду, умеренность В Библии и другой религиозной литературе у бело го цвета — множество метафорических значений В Экклезиасте белый — цвет радости; в книге пророка Исайи это цвет очищения от грехов. Цвет крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и вознесения. Белый флаг — сдача, перемирие, или мир и добрую волю. Еще белый означает слепоту и абсолютную тишину. Может символизировать и смерть; в Китае, Японии белый — цвет скорби, во Франции — цвет траура членов королевской семьи.
Розовый близок больше к белому, чем к красному. Это — телесный цвет, цвет чувственности, авторитеты пищевой промышленности полагают, что это один из цветов, больше всего вызывающих аппетит. Интересно, что такое гомосексуальное движение, как «Гордость голубых», пользуется в качестве своего знака розовым треугольником...
Фиолетовый — цвет божественного мрака.
В тибетском буддизме цвета характеризуют основные страсти человека; желтый — привязанность, красный — гнев, голубой — неведение, зеленый — зависть, белый — гордость.
В китайской мифологии основным пяти элементам (стихиям) соответствуют цвета: воде — черный, металлу — белый, земле — желтый, огню — красный, дереву — зеленый (иногда — синий: песня у Гребенщикова «белый тигр молчит, синий дракон поет»).
|
lappick
Diet-Баллов: 40395
Сообщений: 2800
28.9.2007 19:21
|
БИСЕР В ИСТОРИИ НАРОДОВ
История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины — непосредственные предшественники бисера — украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX—XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.
На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии. из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.
Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды (в основном надувные), зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка — такова география торговли стеклянными изделиями.
Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла.
Значительные прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии, вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, — их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия — дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами. В своих «Мемуарах» Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в Мурано, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.
Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды — обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.
До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства. Но из-за высокой температуры плавления работать с ним было труднее: богемское стекло, в отличие от венецианского, не поддавалось обработке в нагретом состоянии, однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Помимо толстостенных стеклянных сосудов с глубокой огранкой, принесших славу богемским мастерам, гранились также бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский.
К XVIII веку Венеция уже не могла больше препятствовать появлению новых мастерских за ее пределами. Их открывали беглые мастера из Мурано. стеклоделы, купившие секреты технологии, и никакие меры борьбы с ними. включая заказные убийства, уже не могли остановить крушение монополии. Производство венецианского бисера постепенно приходило в упадок.
Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.
Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670—1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты — цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания — изготовление бисера.
По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.
Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.
Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом... В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом... и насыпаны стеклярусом по зеленой земле».
Стеклярус, модификацию бисера удлиненной цилиндрической формы, из (и брели во Франции. Он не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которо-му выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой вид вышивки получил название шитья «вприкреп». Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получи-ли название «французские обои». Этими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.
Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник — сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный — поневный, состоящий из рубахи, поневы и «сороки». Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделя-лись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.
Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг при-возили из Кафы (Феодосия). Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жем-чугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.
По материалам книги
Артамоновой Е.В. \"Бисер\"
|