Логопедические занятия дома
Как органи диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:
Устной и письменной речи
Особенностей процессов восприятия
Внимания
Памяти
Мышления
Пространственного воображения.
Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:
«Общая диагностика» (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
«Речевая диагностика» (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.
ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
Диагностика (около 1 часа)
Консультация родителей
Оформление логопедического заключения
Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
КАК ПРОХОДИТ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА?
Логопед проводит обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
произносительная сторона,
фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез),
словарь,
грамматический строй речи,
связная речь,
артикуляционная моторика (подвижность органов речи),
мелкая моторика рук,
состояние чтения и письма школьников.
См. Словарь терминов
Перед проведением диагностики логопед предложит Вам заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Заполнить анамнез Вы можете, придя к нам в центр на диагностику. Все полученные данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, логопед порекомендует необходимую программу развития Вашего ребенка, учитывающую его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМО ПРИНЕСТИ С СОБОЙ НА ОБСЛЕДОВАНИЕ?
Направление из школы.
Характеристика на ребёнка от классного руководителя.
Справки от специалистов: психоневролог (обязательно), окулист, лор.
Тетради с большим объёмом письменных работ школьника (по русскому языку, природоведению, математике, пению и пр.)
ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:
Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес, школа, класс.
Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
Жалобы родителей, характеристика воспитателей или учителя.
Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
Строение органов артикуляции, подвижность их.
Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
Состояние вербального интеллекта.
Навыки чтения и письма.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:
на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.) См. рис. 1;
умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток) См. рис. 2;
состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего) См. рис. 3.
При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:
понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
какими речевыми средствами пользуется он в общении;
подражает ли речи взрослого;
как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
использует ли мимику, жесты.
ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ
Предметный словарь:
покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
Предикативный словарь:
покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит) См. рис. 4.
Классификация предметов:
назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья - машина).
ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал - нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет? См. рис. 5)
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Кто еще живет с тобой дома?
Какая твоя любимая игрушка?
С кем ты подружился в детском саду?
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
Чтение текста в соответствии с возрастными нормами.
Пересказ прочитанного, понимание скрытого смысла (чему учит басня).
Письмо под диктовку.
Списывание небольшого текста с открытым концом и завершение его 2-3 предложениями (с 3 класса).
По результатам диагностики логопед делает заключение о состоянии устной и письменной речи ребёнка. В ходе консультации логопед знакомит родителей с результатами обследования, отвечает на вопросы и информирует о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагается сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.
Учитель-логопед высшей категории
зовать логопедические занятия дома?
Вам понадобится:
1. Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений;
2. «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «посуда» и т. д.);
3. Муляжи фруктов, овощей и т. д.;
4. Разрезанные картинки из двух и более частей, кубики..
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность — игра, то занятия должны строиться по правилам игры.
Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом.
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
Игры на развитие мелкой моторики;
Артикуляционная гимнастика;
Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;
Игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Начнем с вас!
Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до 1 сентября. А ведь, когда ребенок молчал в 2,5 года — одни говорили: «Он все понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил». Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.
Другие родители, напротив, много прочитав, ищут выход из ситуации и удивляются: «Я все делал, как рекомендуется: не сюсюкал, говорил полными словами, много читал, ставил для прослушивания аудиокассеты». Но это не принесло желаемого результата: ведь они нагружали ребенка непосильной работой. А ребенок нуждается в строго дозированных занятиях, его нельзя перегружать.
Артикуляционный аппарат.
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
Наглядность.
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
Говорите четко.
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
Говорите по-разному.
Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА». Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды. Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз.
Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
Хорошее настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
В основе речи – стремление к общению.
Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания — поэтому ему необходимо слышать себя.
Учите в игре.
Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
Расширяйте словарь малыша.
Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова — это пассивный словарь, говорит — это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках и, конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т. д. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса — крыша, нос — нож).
Читайте.
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.
Пальцы помогают речи.
Обратите внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.
По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
Только вы!
Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично.
О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста.
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.
А вот зачем язык тренировать? ведь он и так «без костей».
Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас.
При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями.
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Выучите и повторяйте с ребенком специальные стихи. Например:
Не стучите в эти двери,
Спят уже, наверно, звери.
Если будете стучать —
Звери могут зарычать —
Р-р-р-р-р-р-р...
Из кустов кричит Марина:
«Здесь в лесочке есть малина!»
И сестренка ее Лада
Урожаю очень рада.
С — протяжный
Ц — короткий
С — свистящий, настоящий
Ц — какой-то весь цедящий
С — протяжный
Ц — взрывной
Ты не путай их, друг мой.
Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов поможет превратить упражнения в увлекательную игру. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится.
Материал взят с сайта http://www.mstrana.ru
|