Главная Обо Мне Питание Фитнес Задачи Отчёты Блог Контроль Веса Настройки Диет-баллы Помощь  


Переход ко всем блогам  
Это один из постов блога, который ведёт margi

Посмотреть всю ленту целиком.
 
< обследование речи ребенка 30-ое ноября 2011   9:10  >
Логопедические занятия дома

Как органи диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:
Устной и письменной речи
Особенностей процессов восприятия
Внимания
Памяти
Мышления
Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:
«Общая диагностика» (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
«Речевая диагностика» (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.


ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

Диагностика (около 1 часа)
Консультация родителей
Оформление логопедического заключения
Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка

КАК ПРОХОДИТ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА?

Логопед проводит обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
произносительная сторона,
фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез),
словарь,
грамматический строй речи,
связная речь,
артикуляционная моторика (подвижность органов речи),
мелкая моторика рук,
состояние чтения и письма школьников.
См. Словарь терминов

Перед проведением диагностики логопед предложит Вам заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Заполнить анамнез Вы можете, придя к нам в центр на диагностику. Все полученные данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, логопед порекомендует необходимую программу развития Вашего ребенка, учитывающую его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМО ПРИНЕСТИ С СОБОЙ НА ОБСЛЕДОВАНИЕ?

Направление из школы.
Характеристика на ребёнка от классного руководителя.
Справки от специалистов: психоневролог (обязательно), окулист, лор.
Тетради с большим объёмом письменных работ школьника (по русскому языку, природоведению, математике, пению и пр.)

ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес, школа, класс.
Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
Жалобы родителей, характеристика воспитателей или учителя.
Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
Строение органов артикуляции, подвижность их.
Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
Состояние вербального интеллекта.
Навыки чтения и письма.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:
на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.) См. рис. 1;
умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток) См. рис. 2;
состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего) См. рис. 3.
При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:
понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
какими речевыми средствами пользуется он в общении;
подражает ли речи взрослого;
как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
использует ли мимику, жесты.

ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

Предметный словарь:
покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
Предикативный словарь:
покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит) См. рис. 4.
Классификация предметов:
назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья - машина).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал - нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет? См. рис. 5)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Кто еще живет с тобой дома?
Какая твоя любимая игрушка?
С кем ты подружился в детском саду?

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Чтение текста в соответствии с возрастными нормами.
Пересказ прочитанного, понимание скрытого смысла (чему учит басня).
Письмо под диктовку.
Списывание небольшого текста с открытым концом и завершение его 2-3 предложениями (с 3 класса).

По результатам диагностики логопед делает заключение о состоянии устной и письменной речи ребёнка. В ходе консультации логопед знакомит родителей с результатами обследования, отвечает на вопросы и информирует о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагается сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

Учитель-логопед высшей категории

зовать логопедические занятия дома?
Вам понадобится:
1. Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполне­ния упражнений;
2. «Лото» различной тематики (зоологичес­кое, биологическое, «посуда» и т. д.);
3. Муляжи фруктов, овощей и т. д.;
4. Разрезанные картинки из двух и более час­тей, кубики..
Основная трудность для родителей – неже­лание ребенка заниматься. Необходимо заин­тересовать ребенка. Так как основная деятель­ность — игра, то занятия должны строиться по правилам игры.
Можно «отправиться в путешествие» в ска­зочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом.
Для достижения результата необходимо за­ниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
Игры на развитие мелкой моторики;
Артикуляционная гимнастика;
Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;
Игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Начнем с вас!
Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «под­тянуть» ребенка до 1 сентября. А ведь, когда ребенок молчал в 2,5 года — одни говорили: «Он все понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил». Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.
Другие родители, напротив, много прочи­тав, ищут выход из ситуации и удивляются: «Я все делал, как рекомендуется: не сюсюкал, говорил полными словами, много читал, ста­вил для прослушивания аудиокассеты». Но это не принесло желаемого результата: ведь они нагружали ребенка непосильной рабо­той. А ребенок нуждается в строго дозиро­ванных занятиях, его нельзя перегружать.

Артикуляционный аппарат.
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вы­звано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие дви­жений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать суха­ри, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Наглядность.
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу арти­куляцию.

Говорите четко.
Говорите просто, четко, внятно проговари­вая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более вы­разительно.

Говорите по-разному.
Повторяйте по многу раз одно и то же сло­во, да и фразу, меняя порядок слов. «БАБУШ­КА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА». Это позволяет ребенку легче услышать и по­нимать: фразы делятся на слова. Если вы хоти­те, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контек­стах и не единожды. Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз.
Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнако­мых слов.

Хорошее настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмо­ционально благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает ин­формацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

В основе речи – стремление к общению.
Как бы несовершенно ваш ребенок ни го­ворил, принимайте и поддерживайте его же­лание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подра­жания и самоподражания — поэтому ему не­обходимо слышать себя.

Учите в игре.
Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специ­ально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внима­ние: побуждаете не вы, а ситуация.

Расширяйте словарь малыша.
Ребенок владеет словами на 2 уровнях: по­нимает слова — это пассивный словарь, го­ворит — это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках и, конечно, имена род­ственников и близких людей. Научите ребен­ка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т. д. Это обязательно приведет к так называе­мому лексическому взрыву: в дальнейшем ре­бенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса — крыша, нос — нож).

Читайте.
Читайте короткие стихи, сказки. Перечи­тывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспри­нимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предос­тавляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи.
Обратите внимание на развитие мелкой мо­торики — точных движений пальцев рук. Леп­ка, рисование, пальчиковый театр, игры с мел­кими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно боль­ше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это уто­мительным, пусть малыш сам застегивает пу­говицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку луч­ше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.
По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все по­нятнее не только маме.

Только вы!
Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему раз­виваться гармонично.

О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста.
Гимнастика для рук, ног — дело нам при­вычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.
А вот зачем язык тренировать? ведь он и так «без костей».
Оказывается язык — главная мышца орга­нов речи. И для него, как и для всякой мыш­цы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы вы­полнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ре­бенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не воз­никла у ребенка, стоит начать заниматься ар­тикуляционной гимнастикой уже сейчас.
При помощи артикуляционной гимнасти­ки преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребе­нок должен видеть, что делает язык: где нахо­дится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до авто­матизма постоянными упражнениями.
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Выучите и повторяйте с ребенком специ­альные стихи. Например:
Не стучите в эти двери,
Спят уже, наверно, звери.
Если будете стучать —
Звери могут зарычать —
Р-р-р-р-р-р-р...

Из кустов кричит Марина:
«Здесь в лесочке есть малина!»
И сестренка ее Лада
Урожаю очень рада.

С — протяжный
Ц — короткий
С — свистящий, настоящий
Ц — какой-то весь цедящий
С — протяжный
Ц — взрывной
Ты не путай их, друг мой.

Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов помо­жет превратить упражнения в увлекательную игру. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится.

Материал взят с сайта http://www.mstrana.ru

 
Войти в систему

Имя:
Пароль:
Войти

Стань участником проекта!

500 000 человек уже с нами.
 



Здоровый рецепт
чай с молоком по-казахски
чай (черный), молоко 3,2% жирности, вода.
 

На правах рекламы

Главная   |   О Нас   |   Условия Использования   |   Контакты   |   Рекламодателям   |   Партнёрам   |   Правообладателям

© 2009 — 2013 ДиетаОнлайн. Программа запатентована, все права защищены.
Яндекс.Метрика