Ежегодно 15 декабря во всех странах, удерживающих статус ведущих мировых производителей чая, отмечается Международный день чая (International Tea Day) с целью привлечения внимания правительств и граждан к проблемам продажи чая, взаимосвязи между продажами чая и положением работников чайных производств, небольших производителей и потребителей.
Решение отмечать Международный день чая именно 15 декабря было принято после неоднократного обсуждения во многих международных организациях и профсоюзах в течении Всемирного общественного форума (World Social Forum), проходившего в 2004 году в Мумбае (Mumbai, Индия) и в 2005 году в Порте Аллегре (Porte Allegre, Бразилия). Соответственно, Международный день чая в основном отмечают страны, в экономике которых статья о производстве чая занимает одно их главных мест — это Индия, Шри Ланка, Бангладеш, Непал, Китай, Вьетнам, Индонезия, Кения, Малайзия, Уганда, Танзания.
В России чай стал известен с первой половины 17 века (Фото: Т. Прокофьева, www.calend.ru)
Политика международной торговли, проводимая Всемирной торговой организацией, предполагает, что страны-производители откроют свои границы для торговли. Правительство Индии также внесло значительные изменения в политику торговли потребительскими товарами. Брокеры крупных чайных брендов и продавцы используют данную возможность для устранения специальных защитных мер, предпринимаемых национальными правительствами для защиты интересов промышленности и безопасности продовольствия в своих странах.
Товарная цена чая неуклонно снижается во всех странах наряду с недостатком ясности в установлении цены на чай. В чайной промышленности наблюдается перепроизводство, но данное явление контролируется, так как прибыль перекачивается к мировым брендам. Мировые бренды имеют возможность покупать чай по самым низким ценам в то время, как в чайной промышленности повсеместно проходит крупномасштабная перестройка. Она выражается в распаде и разъединении на уровне чайных плантаций и в консолидации на уровне брендов.
В Японии чай становится популярным во второй половине 16 века (Фото: fotohunter, Shutterstock)
Считается, что чай, как напиток, был открыт вторым императором Китая Шеном Нунгом (Shen Nung) примерно в 2737 году до н. э., когда император опустил листочки чайного дерева в чашку с горячей водой. Возможно ли представить, что сейчас мы пьем тот же чай, какой вкушал и китайский император почти 5 тысячелетий тому назад!
В 400–600 годах н. э. в Китае возрастает интерес к чаю, как к лечебному напитку, в связи с чем развиваются процессы культивации чая. Многие любители чая добавляют в полюбившийся напиток лук, имбирь, специи или дольки апельсина.
16 декабря 1773 года произошло «Бостонское чаепитие», когда американские колонисты выбросили в гавань Бостона ящики с чаем в знак протеста против введенного Великобританией налога на чай.