Форумы Друзья Блоги Истории успеха Конкурсы и встречи Наши эксперты Ваши эксперты Расскажи о нас всем  
Назад к списку форумов

Правила форумов и блогов
  Форум: Форум группы: Красивые Светланы
Модераторы: Марина, Loki-Lomki, I.K.a., Sveta123, rodrighes  -  показать группу
    Тема:
православная литература

 
     Только участники группы могут отвечать в этой теме.
 
Автор
Сообщение

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

слушаю передачу о мытарствах...

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева - виновник чистоты. [14, 5] 

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: "Мало!", будучи наполнено и разседаясь от излишества, взывает: "Алчу!"

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

глава страстей есть объедение.

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

МНОГОСПАНИЕ

Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни или еще больше. [20, 11]

Бодрый инок - враг блуда, сонливый же - друг ему. [20, 3]

Сон есть некое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же, но он, как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов, и, может быть, от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет подкрепить себя сном. [19, 1]

Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна, ибо трудно исцелить давний навык. [19, 2]

Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов, лучшее горнило для сварения принятой пищи, укрощение злых духов, обуздание языка, прогнание мечтаний. [20, 5]

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Прилежная молитва есть погибель унынию, а память о последнем суде рождает усердие. [26, 194]

И.Лествичник

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

МНОГОГЛАГОЛАНИЕ

Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призвание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы. [11, 2]

Молчание Иисусово постыдило Пилата; и безмолвие уст благочестивого мужа упраздняет тщеславие. [11,6]

Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык укрепляется от множества снедей. Всеми силами подвизайся противу сего мучителя и бодрствуй неослабным вниманием, наблюдая за ним; ибо если ты хотя мало потрудишься, то и Господь тотчас поможет. [14, 23]

Не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его. [28, 10]

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям. [22,6]

Тщеславие часто бывает причиной бесчестия вместо чести; ибо разгневавшимся ученикам своим приносит великий стыд. [22, 24]

Простые же сердцем не очень подвержены отравлению сим ядом, ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное жительство. [22, 44]

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Никогда не стыдись того, кто пред тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: "Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи, и как могу его осуждать?" Ты сделаешь таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя, и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, т.е. чтобы никого не осуждать. Ибо сказано: не судите, и не судят вам (Лк. 6, 37).

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Блудных могут исправлять люди, лукавых Ангелы, а гордых - сам Бог. Вид любви часто может состоять и в том, чтобы ближнему, когда он к нам приходит, давать свободу делать все, что ему угодно, и показывать ему притом радостное лицо. Должно испытывать, каким образом и доколе, когда и так же ли раскаяние в добрых делах уничтожает оныя, как и раскаяние в злых истребляет сии последний? [26, 180]

Если разум надмевает многих, то, напротив, невежество и неученость некоторым образом умеренно смиряют. [24, 29]

Листвичник

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами.

И Лествичник

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

«Бог слушает послушного»

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

http://kirsat.narod.ru/oboroten.htm

Оборотень

(Святочный рассказ) 

ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ АГАФОНОВ

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

http://kirsat.narod.ru/altarnik.htm

Молитва алтарника

http://www.google.com.ua/url?sa=t&rct=j&q=Протоиерей+Николай+Агафонов+Оборотень&source=web&cd=3&cad=rja&ved=0CDAQFjAC&url=http://muzofon.com/search/%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%A2%D0%9E%D0%98%D0%95%D0%A0%D0%95%D0%99-%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%90%D0%99-%D0%90%D0%93%D0%90%D0%A4%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%92&ei=INw8UN-EMaiF4gTPlIGwAQ&usg=AFQjCNEdWK9chUvDn51joZ-CeO7IlA6hXA

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

 

Молитва алтарника

(Святочный рассказ)

В Рождественский сочельник после чтения Царских часов протодиакон сетовал:

- Что за наваждение в этом году? Ни снежинки. Как подумаю, завтра Рождество, а снега нет, - никакого праздничного настроения.

- Правда твоя, - поддакивал ему настоятель собора, - в космос летают, вот небо и издырявили, вся погода перемешалась. То ли зима, то ли еще чего, не поймешь.

Алтарник Валерка, внимательно слушавший этот разговор, робко вставил предложение:

- А вы бы, отцы честные, помолились, чтобы Господь дал нам снежку немножко.

Настоятель и протодиакон с недоумением воззрились на всегда тихого и безмолвного Валерия: с чего это он, мол, осмелел? Тот сразу заробел:

- Простите, отцы, это я так просто подумал, - и быстро юркнул в «пономарку».

Настоятель повертел ему вслед пальцем у виска. А протодиакон хохотнул:

- Ну Валерка чудак, думает, что на небесах, как дом быта: пришел, заказал и получил, что тебе надо.

После ухода домой настоятеля и протодиакона Валерка, выйдя из алтаря, направился в собор к иконе Божией Матери «Скоропослушница». С самого раннего детства, сколько он себя помнит, его бабушка всегда стояла здесь и ухаживала за этой иконой во время службы. Протирала ее, чистила подсвечник, стоящий перед ней. Валерка всегда был с бабушкой рядом. Бабушка внука одного дома не оставляла, идет на службу - и его за собой тащит. Валерка рано лишился родителей, и поэтому его воспитывала бабушка. Отец Валерки был законченный алкоголик, избивал частенько свою жену. Бил ее, даже когда была беременна Валеркой. Вот и родился он недоношенный, с явными признаками умственного расстройства. В очередном пьяном угаре Валеркин папа ударил его мать о радиатор головой так сильно, что она отдала Богу душу. Из тюрьмы отец уже не вернулся. Так и остался Валерка на руках у бабушки. Кое-как он окончил восемь классов в спецшколе для умственно отсталых, но главной школой для него были бабушкины молитвы и соборные службы. Бабушка умерла, когда ему исполнилось 19 лет. Настоятель пожалел его - куда он, такой убогий? - и разрешил жить при храме в сторожке, а чтобы хлеб даром не ел, ввел в алтарь подавать кадило. За тихий и боязливый нрав протодиакон дал ему прозвище Трепетная Лань. Так его и называли, посмеиваясь частенько над наивными чудачествами и безтолковостью. Правда, что касается богослужения, безтолковым его назвать было никак нельзя. Что и за чем следует, он знал наизусть лучше некоторых клириков. Протодиакон не раз удивлялся: «Валерка наш - блаженный, в жизни ничего не смыслит, а в уставе прямо дока какой!»

Подойдя к иконе «Скоропослушница», Валерий затеплил свечу и установил ее на подсвечник. Служба уже закончилась, и огромный собор был пуст, только две уборщицы намывали полы к вечерней службе. Валерка, встав на колени перед иконой, опасливо оглянулся на них.

Одна из уборщиц, увидев, как он ставит свечу, с раздражением сказала другой:

- Нюрка, ты посмотри только, опять этот ненормальный подсвечник нам воском зальет, а я ведь только его начистила к вечерней службе! Сколько ему ни говори, чтобы между службами не зажигал свечей, он опять за свое! А староста меня ругать будет, что подсвечник нечищеный. Пойду пугану эту Трепетную Лань.

- Да оставь ты парня, пущай молится.

- А что, он тут один такой? Мы тоже молимся, когда это положено. Вот начнет батюшка службу, и будем молиться, а сейчас не положено, - и она, не выпуская из рук швабру, направилась в сторону коленопреклоненного алтарника. Вторая, преградив ей дорогу, зашептала:

- Да не обижай ты парня, он и так Богом обиженный, я сама потом подсвечник почищу.

- Ну, как знаешь, - отжимая тряпку, все еще сердито поглядывая в сторону алтарника, пробурчала уборщица.

Валерий, стоя на коленях, тревожно прислушивался к перебранке уборщиц, а когда понял, что беда миновала, достал еще две свечи, поставил их рядом с первой, снова встал на колени:

- Прости меня, Пресвятая Богородица, что не вовремя ставлю тебе свечки, но когда идет служба, тут так много свечей стоит, что ты можешь мои не заметить. Тем более они у меня маленькие, по десять копеек. А на большие у меня денег нету и взять-то не знаю где.

Тут он неожиданно всхлипнул:

- Господи, что же я Тебе говорю неправду. Ведь на самом деле у меня еще семьдесят копеек осталось. Мне сегодня протодиакон рубль подарил: «На, - говорит, - тебе, Валерка, рубль, купи себе на Рождество мороженое крем-брюле, разговейся от души». Я подумал: крем-брюле стоит двадцать восемь копеек, значит, семьдесят две копейки у меня остается и на них я смогу купить Тебе свечи.

Валерка наморщил лоб, задумался, подсчитывая про себя    что-то. Потом обрадованно сказал:

- Тридцать-то копеек я уже истратил, двадцать восемь отложил на мороженое, у меня еще сорок две копейки есть, хочу купить на них четыре свечки и поставить Твоему родившемуся Сыночку. Ведь завтра Рождество.

Он, тяжко вздохнув, добавил:

- Ты меня прости уж, Пресвятая Богородица. Во время службы около Тебя народу всегда полно, а днем - никого. Я бы всегда с Тобою здесь днем был, да Ты ведь Сама знаешь, в алтаре дел много. И кадило почистить, ковры пропылесосить, и лампадки заправить. Как все переделаю, так сразу к Тебе приду.

Он еще раз вздохнул:

- С людьми-то мне трудно разговаривать, да и не знаешь, что им сказать, а с Тобой так хорошо, так хорошо! Да и понимаешь Ты лучше всех. Ну, я пойду.

И, встав с колен, повеселевший, он пошел в алтарь. Сидя в «пономарке» и начищая кадило, Валерий мечтал, как купит себе после службы мороженое, которое очень любил. «Оно вообще-то большое, это мороженое, - размышлял парень, - на две части его поделить, одну съесть после литургии, а другую - после вечерней».

От такой мысли ему стало еще радостнее. Но что-то вспомнив, он нахмурился и, решительно встав, направился опять к иконе «Скоропослушница». Подойдя, он со всей серьезностью сказал:

- Я вот о чем подумал, Пресвятая Богородица, отец протодиакон - добрый человек, рубль мне дал, а ведь он на этот рубль сам мог свечей накупить или еще чего-нибудь. Понимаешь, Пресвятая Богородица, он сейчас очень расстроен, что снега нет к Рождеству. Дворник Никифор, тот почему-то, наоборот, радуется, а протодиакон вот расстроен. Хочется ему помочь. Все Тебя о чем-то просят, а мне всегда не о чем просить, просто хочется с Тобой разговаривать. А сегодня хочу попросить за протодиакона, я знаю, Ты и Сама его любишь. Ведь он так красиво поет для Тебя “Царице моя Преблагая...”

Валерка закрыл глаза, стал раскачиваться перед иконой в такт вспоминаемого им мотива песнопения. Потом, открыв глаза, зашептал:

- Да он сам бы пришел к Тебе попросить, но ему некогда. Ты же знаешь, у него семья, дети. А у меня никого нет, кроме Тебя, конечно, и Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты уж Сама попроси Бога, чтобы Он снежку нам послал. Много нам не надо, так, чтобы к празднику беленько стало, как в храме. Я думаю, что Тебе Бог не откажет, ведь Он Твой Сын. Если бы у меня мама чего попросила, я бы с радостью для нее сделал. Правда, у меня ее нет, все говорят, что я - сирота. Но я-то думаю, что я не сирота. Ведь у меня есть Ты, а Ты - Матерь всем людям, так говорил владыка на проповеди. А он всегда верно говорит. Да я и сам об этом догадывался. Вот попроси у меня чего-нибудь, и я для Тебя обязательно сделаю. Хочешь, я не буду такое дорогое мороженое покупать, а куплю дешевенькое, за девять копеек - молочное.

Он побледнел, потупил взор, а потом, подняв взгляд на икону, решительно сказал:

- Матерь Божия, скажи Своему Сыну, я совсем не буду мороженое покупать, лишь бы снежок пошел. Ну, пожалуйста. Ты мне не веришь? Тогда я прямо сейчас пойду за свечками, а Ты, Пресвятая Богородица, иди к Сыну Своему, попроси снежку нам немного.

 Валерий встал и пошел к свечному ящику, полный решимости. Однако чем ближе он подходил, тем меньше решимости у него оставалось. Не дойдя до прилавка, он остановился и, повернувшись, пошел назад, сжимая во вспотевшей ладони оставшуюся мелочь. Но, сделав несколько шагов, повернул опять к свечному ящику. Подойдя к прилавку, он нервно заходил около него, делая безсмысленные круги. Дыхание его стало учащенным, на лбу выступила испарина. Увидев его, свечница крикнула:

- Валерка, что случилось?

- Хочу свечек купить, - остановившись, упавшим голосом сказал он.

- Господи, ну так подходи и покупай, а то ходишь, как маятник.

Валерка тоскливо оглянулся на стоящий вдали кивот со «Скоропослушницей». Подойдя, высыпал мелочь на прилавок и осипшим от волнения голосом произнес:

- На все, по десять копеек.

Когда он получил семь свечей, у него стало легче на душе.

...Перед вечерней Рождественской службой неожиданно повалил снег пушистыми белыми хлопьями. Куда ни глянешь, всюду в воздухе кружились белые легкие снежинки. Детвора вывалила из домов, радостно волоча за собой санки. Протодиакон, солидно вышагивая к службе, улыбался во весь рот, раскланиваясь на ходу с идущими в храм прихожанами. Увидев настоятеля, он закричал:

- Давненько, отче, я такого пушистого снега не видел, давненько. Сразу чувствуется приближение праздника.

- Снежок - это хорошо, - ответил настоятель, - вот как прикажете синоптикам после этого верить? Сегодня с утра прогноз погоды специально слушал, заверили, что без осадков. Никому верить нельзя.

Валерка, подготовив кадило к службе, успел подойти к иконе:

- Спасибо, Пресвятая Богородица, какой добрый у Тебя Сын, мороженое-то маленькое, а снегу вон сколько навалило.

 «В Царствии Божием, наверное, всего много, - подумал, отходя от иконы, Валерка. - Интересно, есть ли там мороженое вкуснее крем-брюле? Наверное, есть», - 

 

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

С.Серова: Колыбельная матери

http://samlib.ru/s/snegurochka_i_d/serova.shtml

 Огромные белые хлопья падали из черной бездны неба на запорошенную снегом деревушку, не спящий под белыми подушками лес.  Колька сидел в остывающей избе и, забравшись на лавку в валенках, смотрел на чудных зверушек, что лепились на стекле из снега.  "Вот бы все снежинки превратились а волшебные, и люди бы от болезней никогда не умирали... Я бы принес мамке целый ком... нет, корзину... нет, мешок! Самый большой мешок из-под картошки волшебного снега!"  Из угла донесся слабый стон... Колька сполз со скамьи и подошел к образам, где еле-еле теплилась лампада...  Слабый мерцающий свет угасал на лице матери - еще молодой красивой женщины. Она лежала, не мигая, глядела на иконы и только шевелила губами.  Колька попытался разобрать слова, но... тщетно.  "Папка, что делать-то?" Мальчик растерянно уставился на фотографию молодого военного. Он погиб на одной из неизвестных Кольке войн, когда сыну было 3 года. Oн помнит широкие плечи, на которых сидел, стриженный мальчишеский затылок.  Рядом с портретом отца фотография старшего брата Кольки, недавно присланная им из армии.  Колька со злостью перевал взгляд на мертвый глаз телевизора... Это после его многочисленных передач и новостей мать плакала ночами, писала и отсылала письма, а потом, так ничего и не объяснив Кольке, вдруг онемела и слегла.  Колька пнул табурет, на котором стоял телевизор, Тот со страшным грохотом свалился, но мать даже не повернула головы, лишь продолжала что-то нашептывать. В наступившей оглушающей тишине Колька еле разобрал слова колыбельной, что пела ему и брату мама, и стал тихонько подпевать:    "Как два мастера Никита да Иван  Во широком поле выбрали курган...  На кургане том фундамент возвели,  Охватив стеною пядь святой Земли...  Камень белый приносили в..."    Дверь оглушительно хлопнула - пришел молоденький фельдшер. Он долго перебирал медицинские инструменты в чемоданчике, потом почему-то, глядя в окно помимо Кольки, сказал:  - Спасти ее может только чудо...  И быстро ушел. Колька вздрогнул от хлопка двери. Лампада разгорелась ярче, в бликах от ее пламени словно оживали старые иконы. Большие глаза Богоматери и Спасителя посмотрели на мальчика строго и требовательно. Кольке стало страшно, и он кинулся прочь из избы. Ослепнув на улице от солнечной белизны, он свернул в лес и бежал, пока не споткнулся о высокий сугроб. Над ним было пронзительное голубое небо с трещинами веток и сидящими на них каркающими воронами.    "Камень белый приносили в коробах,  Да во чистом поле жили, не в домах,  Да не с женами там спали, а с луной,  Да на зорьке просыпались на одной..."    Губы сами шептали колыбельную, Колька сидел в сугробе и оглядывал незнакомое место.  Домов уже не было видно. Далеко, за сеткой обнаженных верхушек видалась золотая маковка колокольни. Когда-то колькина бабушка работала там учительницей а в стенах монастыря была колония Колька еле помнит эту красно-кирпичную развалину. Тетки-вохровки рассказывали ему страшные истории про черного монаха, что бродит здесь по ночам и не дает никому покоя, про чудотворную икону Богоматери и святой источник, который исцеляет своей водой любые хвори...  Большая ворона тяжело оторвалась от ветки и, каркая, полетела прочь. От колокольни донесся чуть слышный звон...  "Спасти ее может только чудо", - повторил Колька и с новым рвением полез вперед, держа курс к золотой маковке.  Паутина веток кончилась и Колька ахнул: прямо перед ним раскинулась на противоположном берегу озера белоснежная череда возрожденных из развалин храмов.    "И белый Храм стоит,  да в березовой Руси,  Что протри глаза,  да локти укуси!  Мудрость русская  апостолам дана!  Сила русская  да Господу видна!"    Задыхаясь от бега, пробирался сквозь колючие прибрежные кусты, а как вышел к стенам обители, обомлел: за красными пластиковыми столиками жевали, ели, пили и фотографировались экскурсанты, пичкали пирожками розовощеких детей родители... Кто-то ослепил Кольку вспышкой фотоаппарата.  Мальчишка рванулся к воротам монастыря, туда, где рядами выстроились диковинные иномарки. Дядьки из новых русских катили, несли огромные фляги со святой водой, ставили их в багажники машин.  Колька подобрал пустую бутылку-чекушку и побежал внутрь монастыря, к сияющей небесным цветом часовне святого источника.  Огромная очередь с флягами, бидонами и банками почти не двигалась.  Из собора, крестясь, выходили люди. Колька занял очередь и пошел в храм. От запаха ладана, горевших свечей, у мальчишки закружилась голова.  Он долго рассматривал расписанный купол, лучи света, бьющие из окон на икону Богоматери. Она склонилась к маленькому Христу, точно так, как мать склонялась к Кольке...  "Наверное во все времена матери были такие... Господи, почему "были"? - Колька вдруг испугался глагола в прошедшем времени. Забыв перекреститься перед выходом, мальчик рванулся к источнику, пробился сквозь очередь, протиснулся за огромной спиной дядьки с четырьмя бидонами и подставил под кран свою "чекушку".  - Оборзел, что ли?  - Хоть бы здесь постеснялся, алкаш малолетний!  Очередь загудела, "набирая обороты".  Колька дернулся, не удержал бутылку одеревеневшими от напряжения пальцами. Мелкие осколки разлетелись по кафельному полу... Очередь ошарашено замолчала,  Колька пулей вылетел наружу и побежал.  Бежал, падал в обжигающий снег, царапал ветками лицо, задыхался... пока вновь не очутился у дома. Садилось солнце. Колька остановился, не решаясь войти в дом. Размазал слезы и пот по лицу, умылся снегом.  Звезды стали ярче, небо темнее. Колька протер глаза и вдруг ясно увидел в небе силуэт Богоматери, склонившейся к Младенцу.  - Пресвятая Богородица... Я... Мы с мамой... Как там, спаси и сохрани - Колька пытался изо всех сил вспомнить хоть какие-то фразы из молитв, но, поняв, что это напрасно, стал по-детски, навзрыд плакать, моля у неба не отнимать у него последнего тепла и надежды. Он уже ничего не видел от слез и усталости, как вдруг, словно во сне, услышал голос матери:  - Сынок, простудишься, пойдем в избу...  Колька боялся оглянуться и закрыл глаза, не находя места горькому разочарованию.  Мама подошла к Кольке и, как все матери во все времена, склонилась к сыну, обняла его.  Яркими точками напоминали о неизвестных мирах звезды, падал волшебный снег, а в теплом доме на окраине деревни тихо звучала колыбельная Матери...    

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=29

12.10.2002 ДЕТСКИЙ СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ

Хорошая статья

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Покаянием и слезами очищается душа человеческая. “Душа, не движимая покаянием, чужда благодати «нечувствие окаменелого сердца», признак духовной смерти, – писал В.Н. Лосский. – Покаяние, по учению св. Иоанна Лествичника, есть как бы возобновлённое крещение, но «источник слёз» после крещения больше крещения <...> дар слёз – верный признак того, что сердце растопилось божественной любовью.

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Опубликовано 22.11.2011 - 15:11 - Плясова Галина Николаевна

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Опубликовано 22.11.2011 - 15:11 - Плясова Галина Николаевна

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Жанр святочного рассказа в творчестве Лескова Н.С.

 

Святочные рассказы писали очень многие авторы.  К его становлению как жанра в России оказались причастны классики русской литературы: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин и Н. С. Лесков. Интерес к «святочной» теме Лесков обнаружил еще в начале 1860-х годов, систематически вводя в свои ранние произведения эпизоды, приуроченные к Рождеству и святкам. Первое произведение «Запечатленный ангел» с подзаголовком «Рождественский рассказ» появилось в 1873 г., последний святочный рассказ «Пустоплясы» был создан за два года до смерти, в 1893 г. Расцвет святочной темы в творчестве Лескова приходится на 1880-е годы. В 1886 году писатель издаёт свои святочные рассказы отдельным томом, объединив двенадцать рассказов в специальный святочный сборник.

Лесков не только сумел дать импульс к развитию святочной прозы, создав самобытную концепцию святочной словесности, но и выступил в качестве теоретика жанра, создав его образцы. Собственным святочным творчеством Лесков доказал жизненность жанра, выявив его нераскрытые возможности, способность к саморазвитию. Именно Лескову во многом принадлежит заслуга возрождения святочного жанра в русской литературе.

Святочный рассказ у Лескова приобретает новаторские черты: писатель переосмысливает мотив рождественского чуда и фантастическую основу повествования; в его святочных произведениях всегда есть установка на достоверность описываемых событий. В предисловии к первому изданию цикла «Святочные рассказы» Лесков, отказываясь от традиционного использования аппарата святочной фантастики, пишет: “...причудливое или загадочное имеет свои основания не в сверхъестественном или сверхчувственном, а истекает из свойств русского духа и тех общественных веяний, в которых для многих, – и в том числе для самого автора, написавшего эти рассказы, заключается значительная доля странного и удивительного”. (1).

Важнейшими элементами святочного рассказа являются приуроченность времени действия к зимнему праздничному циклу -Рождество, святки, Новый год - и набор постоянных мотивов. Кроме рождественского чуда, это могут быть гадания, ряженья, сновидения и обязательное наличие в начале рассказа картины дисгармонии, будь то природные катаклизмы или конфликт в человеческих отношениях. Большинство святочных рассказов начинается с описания несчастий героев, каких-то бед, но в итоге рассказ обязательно заканчивается чудом. Этот традиционный мотив святочного рассказа – борьба добра со злом – объясняется двойственной природой самих святок, рождественских дней. Считалось, что в это время нечисть приходит на землю пугать христианский люд. Но Рождество -  это  время чудес и проявлений милости Бога к людям, что находит свое отражение и в святочном рассказе.

Лесков Н.С. приурочивает к зимним праздникам заметное, а подчас и поворотное событие в судьбе человека. Сам рассказ об этом событии поручается персонажу, находящемуся на определенной дистанции от автора. Объектом авторского изучения становится восприятие людьми экстраординарных событий, которые могут быть истолкованы ими как чудо.

                                                                     

II.2. Святочный рассказ «Зверь»

 

Характерными особенностями святочных произведений Лескова является доверительность зачина повествования, когда автор выступает как рассказчик удивительного случая из жизни.

Образом рассказчика-ребенка определяется художественный эффект святочного рассказа Лескова «Зверь», построенного как детские воспоминания. Своеобразие рассказа заключается в том, что события здесь преломляются через призму детского сознания, – художественный прием, который многократно усиливает глубинный «взрослый» смысл повествования. События увидены как бы двойным зрением: впечатления пятилетнего ребенка, воспринимающего мир сугубо эмоционально, передаются уже зрелым человеком как его детские воспоминания.

В рождественском рассказе Лескова «Зверь» происходит такое психологическое преображение, что многие считают его невероятным, выдуманным, подогнанным под святочное чудо. Однако уже эпиграф, взятый из авторитетного духовного источника – жития преподобного Серафима Саровского: «И звери внимаху святое слово», - указывает на реальную возможность  преображения. Знаменательно само обращение к имени этого почитаемого в Русской православной церкви святого, чья жизнь была примером истинного духовного подвига.  Добровольно удаляясь в пустыню, Серафим проводит все время в строгом посте, в трудах и в молитве. Затем  старец наложил на себя трехлетнее молчальничество, позже затворничество. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келью преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.

 По выходе из затвора  он начал принимать страждущих, утешать и исцелять их. В некоторые праздники к нему приходило по несколько тысяч человек.

Главная тема рассказа – обретения человеком-зверем истинно человеческого лица. Повествование рассказа «Зверь» ведется от лица взрослого человека, рассказывающего историю из своего детства. Он вспоминает  Рождество, во время которого находился в имении своего дяди, жестокого старика, наводившего на окружающих страх.

В рассказе Лесков отражает двойную природу Рождества: христианскую божественную суть праздника – рождение младенца Иисуса Христа с обязательным рождественским богослужением, и Рождество как обрядовые народные действия – колядки, ряженье, забавы, потехи с медведем. Центральным событием рассказа становится «послеобеденное развлечение для гостей» – травля медведя. Лесков пишет, что стояли такие холода, что «в хлевах замерзали ночами овцы, а воробьи и галки падали на мерзлую землю окоченелые». Автор противопоставляет мертвенный холод зимней ночи таинству жизни – приходу в мир спасителя рода человеческого. В таком противоборстве жизни и смерти, тьмы и света острее ощущается радость бытия, прочувствованная и переданная рассказчиком. Именно в это противоречивое и удивительное время происходит в рассказе преображение души человека.

Главный герой рассказа, дядя рассказчика, в начале рассказа показан грубым, жестоким, немилосердным. Но он гордится этими качествами и считает их «выражением мужественной силы и непреклонной твердости духа». Раскрывая образ этого персонажа, Лесков передает темные стороны его души уже через описание его усадьбы: «некрасивое и даже уродливое двухэтажное здание с круглым куполом и с башней, о которой рассказывали страшные ужасы».

Второй центральный герой,  медведь Сганарель,  исполняет роль шута, призванного повеселить «дядюшку»: ученый медведь выделывает фокусы, ходит на задних лапах, помогает мужикам таскать мешки, носит шляпу с пером. Но его «звериной душе» присуща тонкая организация: он способен на дружбу,  ему свойственен ум, он обладает интуицией, предчувствует  неприятные для него события.

Образы главных героев противопоставлены друг другу, как противопоставлены мир человека и мир животных: человек несёт в себе разрушающее начало, стремясь подчинить себе животный мир. Зверь и человек как будто поменялись ролями: человека все боятся как дикого зверя и никто не любит, а за зверя, как за человека, молятся даже дети, и у читателя он вызывает симпатию и сочувствие. События во время травли зверя складываются таким образом, что медведю удается спастись, убежать в лес. Рука его друга Ферапонта не поднимается, чтобы убить. Ферапонт промахивается, не попадает в медведя, хотя прекрасно знает, что за упущенного зверя будет жестоко наказан барином. Образ Ферапонта схож с образом святого Серафима. Но если святой получил возможность контакта с животными после достижения подобия Божьего, то у Храпона сначала завязалась дружба с медведем, а к божественному идеалу он приближается уже потом.

В мире взрослых понятия "зверь" и "человек" далеко разведены. В детском восприятии медведь Сганарель и крепостной Ферапонт уравниваются чувством любви и сострадания к ним обоим: "Нам было жаль Сганареля, жаль и Ферапонта, и мы даже не могли себе решить, кого из них двух мы больше жалеем". Но человек и зверь в лесковском рассказе уравниваются и художественно. В нем постоянно звучит мотив подобия медведя и крепостного, обрисованных почти одними и теми же словами: красавец Ферапонт — "среднего роста, очень ловкий, сильный и смелый", Сганарель был "большим, матерым медведем, необыкновенной силы, красоты и ловкости". Это сходство еще более увеличивает бессознательное подражание медведя человеку. Сганарель умел ходить на двух лапах, бить в барабан, маршировать с большой палкой, таскать кули с мукой на мельницу, надевать мужицкую шляпу.

Рациональная логика как будто оправдывает уничтожение медведя, в котором пробудились звериные инстинкты. Но против нее восстает нелогичное человеческое чувство, чувство сострадания к другому живому существу. Душа ребенка у Лескова безошибочнее рациональной логики, которая обнаруживает свою внутреннюю противоречивость. Зверь осуждается на казнь, и его приговаривают к смерти по закону, придуманному людьми для людей.  Преданность зверя человеку заставляет оценить этот приговор как предательство со стороны людей. Недаром возникает неожиданная параллель: выходящий из ямы Сганарель напоминает короля Лира. А на наивный вопрос ребенка, можно ли помолиться за Сганареля, старая няня, подумав, отвечает, что "медведь — тоже Божие создание, и он плавал с Ноем в ковчеге".

По мере развития сюжета образ медведя меняется по принципу градации: шут, потом — шутовской король, и наконец, трагически одинокий король Лир. И этот зверь с человеческой душой отпущен на волю, он спасён благодаря детской молитве. Провидение вмешивается в судьбу зверя и даёт ему свободу. Читатель не знает дальнейшей судьбы Сганареля, кроме того, что его «не отыскивали». Суть же рассказа в том, что Ферапонт, спасая от неминуемой гибели медведя,  тем самым спасает и человека, развращенного безграничной властью крепостника. «Укротителю зверя» Ферапонту удалось укротить не только медведя, но и «зверя» в своем барине. Его деспотизм, субъективно понимаемый как мужественная сила и непреклонная твердость духа, уступает мягкосердечию, которое раньше расценивалось как непростительная слабость.

Рассказ подходит к концу, и вот тут-то происходит чудо – чудо духовного перерождения человека-зверя. Священник «заговорил о даре, который и нынче, как и “во время оно”, всякий бедняк может поднесть к яслям “рожденного Отроча”, смелее и достойнее, чем поднесли злато, смирну, ливан волхвы древности. Дар наш – наше сердце, исправленное по Его учению. Старик говорил о любви, о прощенье, о долге каждого утешить друга и недруга “во имя Христово…”»   Во время рождественской проповеди душа дяди преображается, очищается, впервые на его глазах появляются слезы. В несколько мгновений этот человек проходит три этапа духовного очищения. Первый этап: встреча с Богом, который материализуется через слова священника о «даре». Второй - встреча с самим собой - причиняет старику наибольшее страдание. Он осознает свою греховность и раскаивается. Последним этапом становится встреча с ближним: суровый хозяин прощает своего раба Ферапонта и дает ему вольную.

Рождественское чудо в рассказе «Зверь» - это прежде всего чудо внутреннего преображения человека. Лесков ставит в центр своего святочного рассказа душевное перерождение героя, необратимое положительное изменение его внутреннего строя. Важную роль в преображении человека играет встреча с «праведником», чьи высокие нравственные представления отличаются, прежде всего, цельностью и непоколебимостью. Таким образом, в системе персонажей святочных рассказов Лескова на первом плане выступают «праведник» и «человек меняющийся».

Акценты, расставленные Лесковым в начале рассказа, смещаются. Зверь истинный, т.е. дядя, становится человеком с большой буквы и вызывает теперь у читателя не презрение, а жалость, сочувствие и даже восхищение. Ферапонт тоже преображается: как человек, представ перед Богом, возвышается от раба  до сына Божия, так и Ферапонт возвышается от раба хозяина до его друга. Ферапонт отказывается, получив вольную, покидать своего хозяина и остается с ним как помощник и друг. В рассказе «Зверь» путь человека к обновленному душевному состоянию сжимается до одного яркого события. Само преображение героя предстает как проявление в его душе потаенных добрых начал.

«Зверь» – один из немногих «идиллических», но в то же время показательных святочных рассказов Лескова. Рождественская развязка традиционна и убедительно трогательна. Писатель апеллирует к рождественским главам Евангелия, на сцену вступает Высший Промысел в виде «чуда, спасения, дара». В таком контексте углубляется смысл эпиграфа рассказа: «И звери внимаху святое слово» – речь идет именно об ожесточенном человеке, для которого не исключена возможность спасения. «Молитесь рожденному Христу» – призывает сельский священник. И Христос становится «укротителем зверя». Благодатные покаянные слезы, ниспосланные «человеку-зверю», – это главное чудо «святочного преображения»: «Происходило удивительное: он плакал!» Эти «рождественские слезы», – из сокровенного духовного источника – очищающие, восстанавливающие природу падшего человека. Покаянием и слезами очищается душа человеческая. “Душа, не движимая покаянием, чужда благодати «нечувствие окаменелого сердца», признак духовной смерти, – писал В.Н. Лосский. – Покаяние, по учению св. Иоанна Лествичника, есть как бы возобновлённое крещение, но «источник слёз» после крещения больше крещения <...> дар слёз – верный признак того, что сердце растопилось божественной любовью.

В финале рассказа свершается рождественская смена святочных противопоставлений: плач сменяется весельем и смехом, страх – радостным ликованием: «здесь совершилась слава вышнему Богу и заблагоухал мир во имя Христова, на месте сурового страха…Зажглись веселые костры, и было веселье во всех, и, шутя, говорили друг другу: - У нас ноне так сталось, что и зверь пошел во святой тишине Христа славить». Здесь ясно различим ангельский гимн из Евангелия от Луки во славу Рождества: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!».

Переплетение фольклорной и христианской традиций - характерная особенность святочного творчества Н. С. Лескова. В его рассказе «Зверь» на первый план выдвигается этический аспект, так как происходит испытание на человечность. Назидательность, отчетливо выраженная мораль - специфическая черта святочных рассказов Лескова, которые иллюстрируют определенные христианские заповеди и направлены на утверждение соответствующих ценностей: милосердие, сострадание, деятельное добро, всепрощение и любовь к ближнему. Духовно-нравственная проблематика святочных произведений Лескова имеет ярко выраженную воспитательную направленность, актуализируя в сознании читателя вечные категории.

 «Я чувствую себя призванным разъяснить, что идеал, которого я держался, вполне разумен и благороден, что простить обидчика гораздо выше, чем сказнить его, и что в рождественском рассказе, - с тех пор как эта литературная форма вошла в употребление, - всегда было принято представлять сюжет, смягчающий сердце, и трактовать этот сюжет в духе Евангелия, а не в духе политической экономии или Устава о предупреждении и пресечении преступлений», - писал Лесков в «Петербургской газете» 13 января 1891. 13.  («Обуянная соль (Литературная заметка)» .

Лесков с полным основанием мог гордиться своим рождественским рассказом, который выделился не только на фоне «массовой» святочной беллетристики России, но и получил признание в Европе с ее развитой рождественской литературной традицией.

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/svyatochnyi-rasskaz-kak-zhanr-russkoi-literatury

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Н.С.Лесков «Зверь»

Рассказ Лескова поражает пронзительностью, как, впрочем, любое произведение этого писателя. Тема праведничества раскрывается и в этом рассказе.

Люди как звери – так тематически звучит начало рассказа, где говорится о человеке, не знающем милосердия и человечности. Глазами пятилетнего ребенка мы читаем об удивительном превращении жестокого помещика (дяди рассказчика) в человека, которого перевернуло страшное развлечение, устроенное им самим.

Слайд № 4

Схема состоит из 3-х частей. Центральная ее часть – правильная восьмиконечная звезда. Слева и справа – неправильные многоугольники произвольной формы. Левый многоугольник «Люди как звери» содержит список героев, более похожих на зверей, чем на людей. Это дядя, его семья, гувернер Кольберг, Ферапонт. В правой части «Звери как люди» – медведь по кличке Сганарель и две выразительные цитаты: «зверь был слишком понятлив», «сберег этот дружеский дар». Левый и правый многоугольники соединяются с центральным вершинами острых углов.

На уроке разбирается главный эпизод – травля Сганареля. Внимание учащихся обращается на жестокость этого развлечения, на противопоставление повадок зверей характерам людей, на отсутствие милосердия. Кульминация наступает тогда, когда впервые за много лет медведь сумел противостоять людям в их жестокой забаве. Все это происходило в сочельник. Устами священника, собравшего вокруг себя детей, автор обращается к героям этой истории со словами: «Дар – наш – наше сердце, исправленное по Его учению». И происходит чудо: помещик плачет! Слова о любви, о прощении, о долге каждого утешить друга и недруга «во имя Христово» заставили главного героя измениться внутренне. Это изменение стало решающим в его жизни. Он понял, как важно быть милосердным, добрым, участливым, как важно оставаться человеком.

(Правильный многоугольник символизирует учение Христа. Неправильные многоугольники – это наша грешная жизнь. Все три фигуры соприкасаются друг с другом, ведь все мы стараемся жить по законам Божьим, но иногда забываем о них.)

http://festival.1september.ru/articles/514770/

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Жанрообразующие признаки святочного рассказа

1.

Описание событий святочного вечера

2.

Наличие вымысла

3.

Наличие поучения, морали

4.

Веселое окончание

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Как написать святочный рассказ

 

Если вы решили обратиться к такому чудесному жанру как святочный рассказ, то вам стоит узнать несколько особенностей, которые присущи этому необычному жанру.

Прежде чем написать святочный рассказ, стоит вспомнить, что для него характерен определенный набор персонажей и сюжетных линий. Для этого стоит познакомиться с образчиками святочной литературы, например с рассказами Лескова «Маленькая ошибка», «Отборное зерно», «Штопальщик» и др. Чтобы написать святочный рассказ, нужно иметь определенные комбинаторские способности, чтобы виртуозно вставить персонажей в сюжет.

Не забывайте, что святочный рассказ живет по законам фольклорной и ритуальной эстетики. Для него абсолютно нормально использование штампов и шаблонов. Нередки случаи, когда целые стилистические, сюжетные и тематические элементы кочевали из одного святочного рассказа в другой. Впрочем, как и во всем, здесь нужно придерживаться чувства меры.

Современные святочные рассказы не претендуют на какой-то высокохудожественный стиль. В основе их сюжета используются давно известные и отработанные приемы, а проблематика ограничивается достаточно небольшим кругом насущных проблем. Ведущую роль играет место случая в жизни человека.

Язык современных святочных рассказов прост и приближен к разговорному. Поэтому написать святочный рассказ под силу даже начинающему писателю. Главное, соблюдайте традицию, придерживайтесь принятых сюжетных ходов и персонажей, используйте слова и выражения, связанные с рождественскими праздниками.

Обязательное условие для святочного рассказа — это его привязанность к любым событиям святочного вечера. Описываемый вами случай должен быть необычным, с намеком на мистическое происхождение, но в тоже время в конце сверхъестественному сюжету должно находиться вполне реалистическое объяснение. Святочный рассказ должен иметь какую-то мораль. И непременно веселый, неожиданный конец.

http://prozakonkurs.ru/articles/article32.php

 

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Королева объедков

Рассказ, автор: Ирина Рогалёва

http://www.zavet.ru/a/post_1345616178.html

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Владимир Крупин. Мария Сергеевна.

http://trezvenie.org/dobr/rozhd/svyatoch/full/&id=311

 

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

 «Девочку со спичками» Г.-Х. Андерсена.

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

теория литературы

Рождественский рассказ

http://ru.wikipedia.org/wiki/Рождественский_рассказ

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

http://festival.1september.ru/articles/576352/

Урок литературы по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

 

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA_%D1%83_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D1%91%D0%BB%D0%BA%D0%B5

Мальчик у Христа на ёлке

из википедии

 
 
 

Войти в систему

Имя:
Пароль:
Войти

Стань участником проекта!

500 000 человек уже с нами.
 



Здоровый рецепт
Рыба жареная обыкновенная
Рыба короп Мука Соль
 
Главная   |   О Нас   |   Условия Использования   |   Контакты   |   Рекламодателям   |   Партнёрам   |   Правообладателям

© 2009 — 2015 ДиетаОнлайн. Программа запатентована, все права защищены.
Яндекс.Метрика