Форумы Друзья Блоги Истории успеха Конкурсы и встречи Наши эксперты Ваши эксперты Расскажи о нас всем  
Назад к списку форумов

Правила форумов и блогов
  Форум: Форум группы: Кто Я?
Модераторы: Марина, Loki-Lomki, I.K.a., Татами, rodrighes  -  показать группу
    Тема:
Статьи

 
     Только участники группы могут отвечать в этой теме.
 
Автор
Сообщение

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Кто я? Где я? Какой я?

Если взять всю психологическую практику, то две основные проблемы, с которыми приходится работать — это налаживание отношений и неуверенность в себе. Да и то, трудности в отношениях — это, как правило, следствие нарушенной самооценки. А стало быть каждый раз все сводится к тому, чтобы научить человека трезво смотреть на себя и свойства своей личности, примирить его с собой.

Но вот как раз здесь начинается самая путаница — что же считать собой, что взять за точку отсчета, когда в голове такая путаница? Это сродни вопросу о счастье — ответ вроде бы и очевиден, но не так прост, если задуматься серьезно.

 

Сложность этого вопроса состоит в том, что при взгляде внутрь себя, там обнаруживается сплошной кавардак. Интроверты знают свой мир чуть лучше экстравертов, но слишком склонны себя запутывать. Экстраверты вроде бы и способны взглянуть на себя по-простому, но находят внутри такую неразбериху, что быстро отказываются от этой затеи.

В итоге, те и другие вынуждены воспринимать себя как непознаваемую данность, как некую аморфную сущность, которая выражает себя в мыслях, чувствах и поступках. А постоянство ее реакций считают своим характером, своей индивидуальностью и очень радуются, когда эта неконтролируемая индивидуальность вызывает всеобщее одобрение, и настолько же глубоко огорчаются, когда она не находит у окружающих должного понимания.

Это и есть фундамент самооценки — насколько «Я» соответствую тому, что от меня ждут. Хотя вернее было бы сказать, что это не самооценка, а ее отсутствие, ведь если не я «сам» себя оцениваю, то это и не САМОоценка, да? Это — МЕНЯоценка…

Нас учат стремиться к этому соответствию, что приводит к весьма печальным последствиям. Вместо того, чтобы искать себе в жизни такое место, которое бы соответствовало нашей сущности, мы ищем способа переделать свою сущность под имеющиеся социальные требования и возможности. Отсюда и начинается внутренний разлад и указанная путаница — очень скоро человек вообще забывает, кто он есть, какой он есть и чего хочет от жизни.

То, что я о себе думаю — это не то, что я чувствую. То, что я чувствую — это не то, что я делаю. То, что я делаю, идет вразрез с тем, что я хочу о себе думать…


Я — это мое тело 



Это самый наивный, но вполне естественный вариант самовосприятия. Свое тело мы каждый день видим во множестве зеркал, и всякий раз — о чудо! — оно демонстрирует безропотное подчинение нашей воле. Захотели поднять руку — подняли. Захотели скорчить гримасу — запросто. Тело самым непосредственным образом реагирует на позывы души, что и создает иллюзию нераздельности или даже тождественности с «Я».

Взрослый человек так и говорит — «Я иду», «Я ем», «Я дышу», «Я мерзну». И когда тело испытывает тот или иной дискомфорт, он констатирует — «Мне плохо, я страдаю». Но ведь на самом-то деле плохо не «Мне», а только моему телу…

Ребенок в первые месяцы жизни воспринимает свое тело, как что-то инородное, внешнее. Он играет со своими руками, как если бы они были погремушками, и только спустя некоторое время замечает разницу между своими конечностями и предметами окружающего мира. Взрослый человек может воскресить в памяти подобные переживания, по аналогии с ощущениями в отсиженной ноге, когда она вроде бы и есть, но воспринимается как чужая.

На самом деле, ощутить отдельность себя от своего тела довольно просто — нужно лишь настроиться на нужный лад и правильно сфокусировать внимание. Например, можно встать под холодный душ и пронаблюдать, что мерзнет именно тело, а «Я» при этом может оставаться в стороне и наблюдать за процессом. Возможно, поймать нужный настрой с первого раза не получится, но не с первого, так со второго — ничего сложного тут нет.

Провести такое отделение себя от своего тела очень важно и интересно, поскольку позволяет в дальнейшем относиться к телесному дискомфорту более философски и сохранять душевное равновесие, даже когда телу не вполне уютно. То есть, можно страдать от голода, а можно иметь в виду, что телу хочется перекусить, и при этом ничуть не страдать. Второй вариант несколько более конструктивен, да?

Еще здесь можно вспомнить про инстинкты, которые на генетическом уровне заложены в организм и никоим образом нам не подчиняются. То есть, мы конечно можем противостоять своим инстинктивным позывам, но власти над ними все равно не имеем, а само это противостояние добром не заканчиваются. Инстинкт — это голос самой жизни, и попытка его заглушить ведет к смерти.

Инстинкты неподвластны нашему «Я», мы можем лишь наблюдать их в явной или косвенной форме. Можно было бы сказать, что «Я» — это мои инстинкты, и это будет хорошей попыткой приблизиться к истине. Основы инстинктивного поведения заложены в нас природой, а не приобретены с воспитанием, поэтому им можно доверять — они не подведут, потому что выражают потребности того, чем вообще является человек.

Но все-таки «Я» — это не мои инстинкты и «Я» — это не мое тело. Физическая оболочка — это скорее одно из условий задачи, которую, придя в этот мир, все мы решаем. Суть же этой задачи и ключ к ее решению кроется в чем-то другом.

Я — это мой ум

 

Следующий и самый проблемный уровень непонимания — это отождествление себя со своими мыслями, с тем, что происходит на самой поверхности сознания. Здесь срабатывает тот же самый принцип восприятия — «Я есть то, что я контролирую». Способность управлять внутренним диалогом создает иллюзию того, что именно в этом и выражается моя самость, мое «Я». Ведь приписывать себе заслуги и гордиться ими можно только, если они были результатом выражения моей свободной воли, а не животного инстинкта или психологическим автоматизма.

В классической психологии есть понятие «Эго», которое считается центром сознательной части личности, и начинающие любители психологических изысканий легко впадают в заблуждение, что «Я» и Эго — это одно и то же. Но это весьма далеко от истины. Эго — это лишь адаптационный механизм, прослойка между внешним и внутренним миром. Его функция утилитарна, но по странному стечению обстоятельств именно Эго со всеми его противоречиями оказывается во главе угла, что и создает почву для всех психологических проблем.

Метафора из жизни. Мы знаем, что кораблем управляет капитан, и если бы корабль задался вопросом о том, где находится его «Я», то правильным ответом было бы «Я — это капитан» (оставим пока в стороне романтические представления о собственной душе корабля). Но затем происходит странная метаморфоза и корабль вдруг начинает считать, что он — это штурвал, ведь именно движения штурвала вызывают смену курса и таким образом как будто выражают свободу корабельной воли. Но не сошел ли этот корабль с ума? Не слишком ли он возгордился в этом своем штурвалоцентризме?

То же самое происходит каждый раз, когда человек отождествляет себя с потоком мыслей в своем сознании. Мысли — это лишь рябь на воде, результат дуновения ветра, но не сам ветер. Считать себя своими мыслями, ставить знак равенства между собой и своим Эго — это узаконенная форма сумасшествия.

На практике это приводит ко множеству житейских проблем, которые невозможно решить, не перейдя на следующий уровень осознанности. Это как раз та самая точка приложения сил, над которой бьются практикующие психологи, — нужно выбить пациента из его привычной уверенности, что быть человеком разумным значит быть человеком здоровым.

Психологи даже придумали специальный термин такой — рационализация, только используют его обычно в более узком значении — например, для описания такой формы психологической защиты, когда пациент высасывает из пальца рассудочное рациональное объяснение своему иррациональному поведению и таким образом избегает необходимости признать настоящую природу своих поступков.

То есть, вот совершает человек какое-нибудь безрассудство (изменяет жене, например), а затем, вместо того, чтобы смириться с тем фактом, что он действительно этого хотел, что этот поступок отражает настоящую его личность, он придумывает рациональное «объяснение», которое снимает с него ответственность и позволяет и дальше пребывать в счастливой иллюзии, что он добропорядочный муж. Он говорит — «Я это сделал, потому что…» — и дальше начинает врать. Это и есть рационализация — самообман через логическое обоснование своих поступков.

В более широком смысле, рассудочное восприятие себя приводит к такой внутренней позиции — «Я» есть то, что я о себе думаю, «Я» такой, каким я решил быть — и это самая несусветная глупость какая только может быть.

Например, человек, начитавшись умных статей на каком-нибудь сайте, проникается логичностью приведенных там рассуждений об относительности любых моральных оценок и говорит себе — «Отлично! С этого момента я буду считать, что в людях нет ничего доброго или злого, люди нейтральны, их нельзя судить».

И сказав это, он считает дело сделанным: понял — значит изменился. Но как только близкий друг подсовывает ему большую свинью, он оказывается в подвешенном и весьма противоречивом состоянии — сволочью друга считать нельзя, ведь было же решено, что добра и зла нет, но в то же время простить его никак не получается — внутри все горит и хочется этого злейшего друга порвать на части.

Вот вам и внутренний конфликт — на интеллектуальном уровне человек считает, что добра и зла нет, но на уровне своих эмоций продолжает с той же безаппеляционностью раздавать оценки направо и налево. И точно так же продолжает судить себя за каждый промах и восхвалять за каждую самую мелкую победу. Это и создает почву для неуверенности в себе — реальное поведение не соответствует рассудочным представлениям о самом себе, какое уж тут может быть к себе доверие?

Ум чрезвычайно изворотлив в этой своей игре, и потому психологи до боли зубовной не любят умников. Если интеллект пациента не очень изощрен, то вывести его на чистую воду относительно просто — его логика содержит в себе массу очевидных противоречий, обратив внимание на которые, можно довольно быстро привести человека к осознанию того, что он о себе ничего не знает, и заставить его изучать себя с нуля. А вот с умниками беда — их логика тоньше и глубже, и разрушить ее куда сложнее.

Точно так же большие трудности с людьми недалекими, но принципиальными — их вообще логикой не проймешь, она их не интересует, поскольку все их внутренние рационализации построены на слепой вере в некие правила и принципы. Это догматики, под которых копать еще сложнее, чем под умников. Ну да не о том наш разговор.

Итак, «Я» — это не мой ум, не то, что я о себе думаю, не то, что я считаю правильным и неправильным, не мои принципы, не мои взгляды, не то, что я решил и до чего додумался, — это все поверхностная чепуха, которой удовлетворяться никак нельзя. «Я» — это нечто другое, что находится гораздо глубже.

Я — это моя память


 

 Вообще-то, память относится к сфере ума и сознания, но этот вариант самозаблуждения стоит того, чтобы быть рассмотренным отдельно.

Только что мы обсудили, как устроены рассудочные представления о самом себе и, к каким проблемам приводит отождествление себя с этими своими мнениями, мыслями, оценками и принципами. Остался только один вопрос — а где все эти размышлизмы хранятся? Ведь не придумывает их человек каждый раз заново?

Для этого у человека есть память — копилка, в которую складываются готовые решения для типовых ситуаций. Человек помнит о принятых ранее решениях и знает, что правильный человек — последовательный человек. Так его научили, и потому он изо всех сил стремится придерживаться однажды сформированных взглядов и очень стыдится, когда его уличают в непоследовательности.

Однако принципы и мнения всегда отстают от течения времени. Сформированные вчера, они уже не пригодны сегодня. Постоянство, определенность и предсказуемость поведения — успокаивают, дают ощутить почву под ногами и создают иллюзию уверенности в себе… но иллюзия эта рассыпается в прах при первом же столкновении с непредсказуемой и переменчивой реальностью.

Иметь характер и быть постоянным в своих взглядах считается достоинством, заслуживающим самого глубокого уважения. А отсутствие четкой жизненной позиции и гибкость во взглядах считается унизительным приспособленчеством.

Иметь характер — хорошо, не иметь его — плохо. «Я» — это постоянство моих взглядов и ценностей, «Я» — это мой характер, а мой характер — это и есть моя личность. Такую подпрограмму воспитание прописывает в каждом ребенке.

Поэтому и получается, что человек с самого раннего детства начинает взращивать, холить и лелеять свой характер. Из всего многообразия доступных черт, свойств, взглядов и принципов формируется уникальный букет индивидуальных признаков, которые собраны вместе для одной единственной цели — заслужить признание и уважение. Потому что характер — это хорошо, а хороший характер — еще лучше.

Помните статью про Тень и Персону? Так вот, характер — это один из аспектов Персоны, это маска, которую мы предъявляем окружающим и — что гораздо опаснее! — самим себе. Мы верим в свой характер и до чертиков боимся его утратить, ведь в глубине души мы прекрасно понимаем, что весь наш эгоцентризм, вся наша психологическая защита от признания полной своей ничтожности в масштабах вселенной, построена на зыбкой почве памяти о самих себе. Отними у человека память, и что от него останется?

С точки зрения Эго, утрата памяти равносильна смерти, но умирает ли при этом мое «Я»? Если я лишусь памяти о самом себе, будет ли мое дальнейшее поведение тем же, что и раньше? Прийду ли я вновь к тем же взглядам и мнениям? Будет ли мой новый характер прежним, если формироваться он будет в других условиях? — Оставляю все эти вопросы вам для самостоятельных размышлений.

Я — это мои чувства

 

 Прежде чем рассмотреть наш вопрос с этой позиции, нужно определиться с тем, о каких чувствах мы будем говорить. Если брать юнговскую концепцию психологических типов, то там есть интересный нюанс, на который важно сейчас обратить внимание. Есть у него там понятие преобладающей психической функции, одной из четырех — мышление, чувство, ощущение и интуиция. Первые две Юнг называет рациональными, вторую пару — иррациональными.

Вот тут и закавыка: Юнг говорит, что чувства рациональны! Точно так же, как рационально мышление. Разница между ними только в том, что мышление отвечает на вопрос «Правильно или неправильно?», а чувства — на вопрос «Хорошо или плохо?» Мышление пытается дать логическую оценку, чувства — нравственную.

И вот в этом ключе очень интересно взглянуть на разницу женской и мужской психологии, ведь сфера чувств практически полностью принадлежит женщинам. Большая часть женщин, в качестве преобладающей психической функции имеют чувство, мужчины же более-менее равномерно распределяют между собой остальные три функции. Сейчас эту тему раскрывать будет не к месту, но именно здесь скрывается секрет того, что мужчины и женщины похожи на существ с разных планет.

А для обсуждаемого вопроса нам важно другое, другой тип чувств — иррациональные, те что не подчиняются никакой логике, не зависят от мышления, не поддаются волевому контролю. Те эмоции, которые возникают вопреки голосу разума и содержат в себе гораздо больше психической энергии, чем всякое, самое отточенное, мышление.

Прежде всего, сюда относятся базовые эмоции: гнев, страх, печаль и радость. Это те эмоции, что заложены в человека от природы и никак не зависят от воспитания. Действуя на манер психических гормонов, они задают общую тональность в реагировании на текущую ситуацию. Гнев требует активных действий, проявления агрессии, страх рекомендует спасаться бегством, печаль констатирует потерю, радость — обретение. Эти эмоции можно принимать или не принимать, но их нельзя контролировать — они часть нашей животной природы, которую мы пытаемся скомпенсировать воспитанием.

Остальные эмоции можно назвать условными, на манер условных и безусловных рефлексов. Эти эмоции человек учится испытывать в течении жизни — это обида, злость, ревность, жалость, приязнь и неприязнь, любовь и ненависть… и тому подобное. В психологии эти эмоции иногда называют невротическими, поскольку они выражают искаженное восприятие реальности и являются признаком не вполне нормального функционирования психики. Здесь важна градация — чем интенсивнее эмоции из этого ряда, тем хуже у человека с головой.

Важно здесь то, что эти эмоции всегда находятся за рамками рассудочного контроля и возникают вне зависимости от того, что человек думает, что он считает правильным или неправильным, добрым или злым.

Например, воспитание учит человека осуждать агрессивность, называет такое поведение плохим, безнравственным и даже на спортивном ринге требует проявления спортивного азарта, а не чистой животной агрессии. Агрессия обществу опасна, потому что неуправляема. И вот, пройдя полный курс социальной подготовки и набрав проходной бал, человек оказывается в ситуации, где, например, какое-то хамло пролезает вперед очереди и забирает из под носа последние билеты на премьеру.

Возникновение агрессии в этой ситуации совершенно естественно, но воспитание требует от человека покорности и смирения — то есть, эмоция у него возникает, но выразить ее он себе позволить не может… потому что надо быть хорошим человеком, уравновешенным и добрым. А поскольку он так никогда и не проявлял агрессию в чистом виде, он даже начинает верить в искренность своей добродетели. Агрессивность подавляется, уходит в бессознательное, и человек перестает даже замечать, что она у него где-то там возникает.

Это и есть классическая форма конфликта между сознанием и бессознательным, от которого люди постепенно сходят с ума. Рассудок и сознание говорят одно, а эмоции и бессознательное твердят о противоположном. А поскольку силы тут далеко не равные, побеждает всегда бессознательное — либо подавленные эмоции находят себе выход вне рамок сознательного контроля, и за человеком приезжает милиция, либо личность просто раскалывается на части, и за ним приезжают санитары.

Так вот, утверждение, что «Я» — это мои эмоции или мое бессознательное, куда более верно, чем версия про рассудок или сознание. Ум наполнен абстрактными и показными рассуждениями, которые предъявляются окружающим, чтобы подтвердить и упрочить свое членство в социуме, а эмоции выражают настоящие взгляды человека — то, что он думает и чувствует на самом деле, то, какой он есть внутри, а не снаружи.

Однако и это не отвечает на наш вопрос. Знак равенства, поставленный между эмоциями и истинной сущностью человека, — это большой прорыв, это то самое достижение, за которое бьется каждый психолог с каждым пациентом. Признание природы и содержания своих чувств — это чертовски важно, но это не конец пути. Это та веха, с которой серьезное самопознание только начинается.

У Юнга самый первый и самый простой этап на пути индивидуации — это отделение себя от своей Персоны («Я» — это мои мысли о себе) и признание своей Тени («Я» — это мои настоящие чувства). У Кастанеды путь воина начинается с преодоления страха, что по своей сути то же самое. А весь фрейдовский психоанализ — это и есть детальное описание схватки с Тенью и преодоления невротических страхов.

Пройдя этот этап, человек наконец-то становится взрослым и самостоятельным. В его самооценке устанавливается равновесие, его суждения становятся взвешенными и трезвыми, его образ жизни заново выстраивается вокруг его настоящих пристрастий, он живет, как сам того пожелает, общается с тем, кто ему действительно интересен, он свободен от правил, потому что теперь он способен провозгласить свой собственный закон жизни.

И все-таки, это еще не конец пути… первый враг воина повержен, осталось еще три.

 Я — это пустота 

 

Переходим, как это назвал один из читателей, к дистиллированной философии: если все описанное выше — это не «Я», то где же все-таки его искать?

Здесь нам потребуется обратиться к собственной памяти и достать из нее самые давние проблески сознания, до которых только удастся дотянуться. Попробуйте вспомнить самые далекие образы из детства, еще обрывочные и туманные — в них и скрывается предмет наших поисков.

Важно то, что там, где есть воспоминания, присутствует и наше «Я», и чем более раннее воспоминание, чем меньше в нем посторонних мыслей, тем больше в нем чистого осознания.

Если удастся воскресить в памяти что-то из таких образов (а что тут сложного?!), обратите внимание, что давным-давно, еще в два-три года отроду, у вас уже было ваше «Я». Уже тогда вы ясно ощущали и осознавали себя и изнутри этой осознанности вы смотрели на окружающий мир. Не пытайтесь понять это умом — вспомните это! Погрузитесь в детские воспоминания и найдите в них свое «Я» — «Вы» уже там были.

Самые ранние и зыбкие воспоминания — эти вырванные из темноты безвременья островки осознанности содержат в себе важнейшее открытие — «Я есть!» Слов еще нет, мыслей еще нет, морали нет, но «Я» — уже есть!

Посмотрите на это «Я» повнимательнее — не находите в нем ничего странно знакомого? Если нет, достаньте из своей памяти яркие воспоминания трехлетней давности и найдите в них то же самое свое «Я». Отличается ли оно хоть чуть-чуть о того «Я», которое вы нашли в самом раннем детстве?

Если отсечь все лишнее и постороннее, есть ли хоть какое-то различие между тем «Я», которое у вас было в первые годы жизни, и тем, которое было в десять лет, в двадцать, в тридцать?… А сегодня? Отличается ли ваше нынешнее «Я» от вчерашнего?… Есть ли хоть какая-то разница между сегодняшним «Я» и тем «Я», которое вы обнаружили у себя детстве?

Наше истинное «Я» существует вне слов, понятий и смыслов, вне времени и пространства. Даже тогда, когда мы покидаем заветное для искателей истины здесь-и-сейчас, наше «Я» остается на своем месте.

Наше «Я» просто есть, оно не обладает никакими качествами и никаким характером, его невозможно описать и нельзя разделить, оно едино и неизменно на протяжении всей жизни. Его нельзя переделать или воспитать, его нельзя чему-либо научить, единственная его функция — осознание, и этим умением оно в совершенстве владеет с самого рождения.

Счастье человека в обретении этого неизменного «Я» с его спокойной созерцательностью. Осознание само по себе не судит и не дает никаких оценок — оно впитывает и принимает все происходящее вокруг без тревог и страхов. Оно наполнено до краев одним уже фактом своего существования, а боль и наслаждение, страдание и радости окружающего мира его не затрагивают, для него это лишь вспышки света на киноэкране.

Но многолетнее целенаправленное развитие рассудочной и расчетливой стороны психики приводит к тому, что центр тяжести смещается от истинного безмолвного «Я» к вечно испуганному и озабоченному Эго. И это превращает человека в бешеную обезьяну — существо, заблудившееся в своих страхах и сомнениях, мечущееся между гордостью и ничтожеством своего Эго.

Человек забывает о том, кто он есть на самом деле и, чувствуя пустоту своего существования, пытается теперь обрести себя в своих мыслях, в своих принципах, в своих моральных ценностях, в своем характере, в своей индивидуальности, в своих достижениях и победах… и все тщетно.

Даже игра в саморазвитие тут никак не помогает, поскольку в действительности развивать просто нечего. Можно тренировать свой ум, оттачивать свой характер, причесывать свою систему ценностей и полировать свой нимб, но какое все это имеет отношение к неизменному «Я»? Всякая попытка себя улучшить ведет лишь к ухудшению ситуации — к укреплению Эго, к более глубокому отождествлению себя с тем, что точно не «Я».

От слов к делу

Что ж, всякая философия бесполезна, если ее нельзя применить на практике. Обычно все ждут четких инструкций о том, что именно нужно делать, типа 10 шагов к успеху и тому подобного. Но нужно помнить, что следование чужому, пусть даже и идеальному, плану никогда не приведет к цели. Изучение себя — это процесс творческий, в него обязательно нужно вложить СВОЮ душу, СВОЙ дух, СВОЙ опыт, СВОЮ интуицию. Невозможно обрести себя, следуя по чужим стопам.

Чужой опыт можно использовать, как отправную точку, чужие открытия — как маяки на прибрежных вершинах, но свой фарватер все равно придется искать самостоятельно.

Ну, а в практическом (и терапевтическом) смысле, хороша установка: «Я — это мои поступки». Реальные поступки не обманывают, как это делает изворотливый ум, и они не так расплывчаты, как чувства и эмоции. Каждый поступок, каждое реальное действие в реальном мире — это факт, это твердое и совершенно однозначное выражение сущности человека. Хотите узнать себя — изучайте свои поступки.

 

ссылка

Аватар
Послать личное сообщение

Психология - как быть самим собой
Геннадий Павленко

Быть самим собой очень просто - для этого не надо быть никем другим.

Нас с детства воспитывают на принципе, что мы должны учитывать то, что о нас думают другие люди. В детстве это были мамы, папы, бабушки и родственники. И они нам внушали, что их мнение должно быть значимо для нас. Если дяде Боре что-то не нравится, это значит я плохой, а не дядя Боря. Если тетя Марина считает, что воспитанный мальчик не должен прыгать на диване, то она сообщает маме о нарушении ожиданий тети Марины, а мама применяет меры укрощения меня. Все эти тети, дяди, мамы и папы внушили нам, что их ожидания о нас должны обязательно оправдываться. Без этого никак не выживешь, потому что будешь плохим мальчиком (или девочкой). 

Затем, уже в школе, нам вдалбливали в голову идею, что нормальный человек должен закончив школу поступить в институт, чтобы закончив его устроиться на хорошую работу. А работа нужна для того, чтобы содержать семью, которую иметь надо обязательно, а иначе ":ну какой ты мужчина!?". 

На протяжении всей жизни СМИ, кино, театр, литература, глянцевые журналы, интет, в нашем мозгу запечатлевают образы жизни, которой мы должны соответствовать. Дом, жена, машина, путешествия, работа, друзья, пикники по выходным, старость, смерть: Мы настолько свыклись с этими иллюзиями о своей жизни, что даже не задаемся вопросом - "Откуда я знаю, как мне надо жить?". Откуда вы знаете, что та жизнь, которая сейчас есть у вас - это ваша жизнь, а не идея, навязанная вам обществом?". 

Насколько грубо общество вторгается в мир наших желаний, настолько же мощно оно позволяет себе диктовать нам наши чувства. Все люди знают, что если тебя обидели, надо обидеться. И этот принцип никогда, никто не поставит под сомнение. Если ты купил что-то новое, надо радоваться. Рождение ребенка - это счастье. А смерть близких - это горе. Измена мужа - беда. А новое увлечение жены - крах для семьи. Откуда вы знаете, что на эти факты нужно реагировать именно так, как вы реагируете сейчас? Возможно я не указал Ваши линии эмоциональных реакций, но это не значит, что у вас их нет. Это значит то, что я их просто не указал. У вас они есть. 

Можно задаться простым вопросом - те принципы эмоционального реагирования, по которым я живу сейчас, они мне нужны? Что они мне дают? Зачем они мне? Странные вопросы: Тяжелые вопросы: Но задуматься над ними стоит. 

Ведь вся наша жизнь - это цепочка действий, в ответ на чувства души, возникающие как отзыв на какой-то внешний факт. И если что-то происходящее нас раздражает, мы раздражаемся. Но наша эмоциональная буря застит нам глаза пеленой непонимания, и мы перестаем видеть перед собой человека, а воспринимаем лишь нашу иллюзию о том, какой он. Например, он урод. А как с уродами поступают? Но такой подход лишает нас возможности услышать его доводы, воспринять его точку зрения и осознать его реальность. Злясь, мы теряем контроль над ситуацией, и отдаем себя в руки более сдержанного человека, который может сделать с нами все, что ему захочется, и не факт, что его действия пойдут нам на пользу.

Небольшая тренировка. Упражнение "Мудрый взгляд".

Чтобы сохранять контроль в жесткой ситуации, научите себя видеть все происходящее как бы со стороны. Пусть эти два ругающихся человека будут для вас актерами, которые разыгрывают плохо отрепетированный спектакль на бытовую тему. Ведь глядя на такую сценку, у вас не было бы ни капли злости, а только разочарование в людях, которые так базарно кричат друг на друга. Рассматривая их со стороны, вы легко поймете - в чем они ошибаются, чего они не понимают, как можно разрешить эту ситуацию с минимальными потерями и что нужно сделать, чтобы в будущем подобное не повторялось. Взгляд со стороны, дает возможность простраивать нить разговора, учитывая особенности и желания обеих сторон, что дает по-настоящему мудрые решения. 

Прямо сейчас, в тот момент, когда вы читаете этот текст, запомните, что вы будете читать до жирной, черной точки, а затем остановите на ней свой взгляд и глядя на нее, выполните прочитанную инструкцию в своем воображении. 

Расслабьте шею:плечи: пусть ваши руки улягутся поудобнее: найдите удобное положение для спины и расслабьте ноги: немного прикрыв глаза представьте, что вы как бы встаете со стула, выходя из своего тела, и отходите немного в сторону: Обратите внимание, что ваш интерес к тексту ослабел, потому что глядя со стороны, на человека читающего что-то на мониторе, трудно быть таким же увлеченным как он. Разглядите его, сидящего за компьютером: продолжая чувствовать сиденье под собой:и гладкость пластика, слыша при этом звуки, которые издает компьютер: А теперь представьте, что в комнату зашел кто-то из ваших домашних, и подойдя к нему, сидящему за компьютером, о чем-то спросил его: Сидящий за компьютером что-то буркнул, может быть он сказал, чтобы его не отвлекали: А теперь обратите внимание на реакцию зашедшего в комнату: Вот так, глядя со стороны, оценивая его мимику и движения тела, осознайте - что он чувствует? Это легко, вы каждый день догадываетесь о чувствах других людей по их мимике: 

А теперь мысленно станьте этим человеком, который зашел в комнату, чтобы что-то спросить у сидящего за компьютером. В своем воображении станьте им и почувствуйте его эмоции, его желания и намерения. Осознайте - чего он хотел, когда заходил в комнату? Как он относится к тому, что человек сидящий за компьютером не хочет с ним разговаривать? 

Выйдите из этого человека и опять окажитесь стоящим за человеком, сидящим за компьютером. Вы замечаете, что теперь у вас есть знание о том, что нужно сделать, чтобы зашедший сам захотел не беспокоить сидящего у компьютера? Еще пока этого знания не осознаете? Ничего... Расслабьтесь, и оно проявится: 

А вот и жирная, черная точка. Вглядитесь в ее черноту, и вы легко вспомнив инструкцию, выполните упражнение, чтобы стать мудрее:

                                           
 

Как это применять в жизни. 

Главное, что у вас есть навык - видеть происходящее со стороны. Это умение у вас было и раньше, просто сознательно вы им не пользовались. 

И так, если вы разговаривая с кем-то замечаете, что разговор катится не туда, куда хотелось бы вам, сделайте маленькую паузу - закурите, налейте воды, просто встаньте и пройдите пару шагов для того, чтобы расслабить тело. Вдохните - выдохните, и мысленно выйдя из своего тела, взгляните на вашу ситуацию со стороны собеседника и с позиции как бы стороннего наблюдателя. Задайте себе вопрос: "Чего хочет мой собеседник? Что его раздражает? Чего он опасается? Какое развитие ситуации его бы устроило? Что его партнеру стоит сделать, чтобы все пошло лучше, чем сейчас?". И, самое главное, не надо пытаться все это высчитать логически. Это нереально. Пусть поработает ваше подсознание, поэтому представьте, как будто ваши вопросы улетают куда-то вглубь вас, вызывая в этой черноте бледные, разноцветные вспышки и с удивлением для себя вы, внезапно, осознаете полный ответ и знание - как вам вести разговор дальше. 

Продолжение размышлений. 

Среди людей принято показывать не очень близким знакомым, что у нас все. При этом показывающий сам не замечает, что он похож на унылого бассетхауна, а голос навевает воспоминания о стоне осеннего ветра в щелях рам. Мы стараемся не показывать на людях, что у нас плохое настроение на людях, а разрешаем это видеть только нашим близким, которым, этим настроением больше всех и достается. 

Мы стесняемся быть грубыми, усталыми, невеселыми, тусклыми, раздраженными на людях, и скрываем все эти чувства в своей душе, а лицом - улыбаемся. Такой подход не приносит ничего, кроме страданий, потому что трудно быть злым внутри, и добрым снаружи. Это дисгармонично. Такой раздрай между внешним и внутренним приносит нам только боль и усталость. Боль возникает потому что люди не понимают наши чувства. Усталость появляется в ответ на попытки сдерживать свои эмоции. 

Причина такой эмоциональной сдержанности, когда люди на улицах городов своими лицами похожи на ряды кирпичей в серийных многоэтажках, а черная одежда большинства навивает ассоциации о царстве мертвых, мне видится в том, что в детстве родители научили нас бурно не выражать свои эмоции на людях. Если маленький Геночка бегал по лужам со смехом и звонкими криками, то стесняющаяся мама, стыдливо оглядываясь на прохожих, быстро брала его за ручку и уводила от озера счастья, наклоняясь к нему внушая что на людях шуметь нельзя. Если Мариночка поднимала отчаянный рев на улице, то она получала от растерянной мамы, пару шлепков по попке, потому что мама считала что на улице громко кричать нельзя. И так далее и тому подобное: 

Мальчиков учили, что настоящие мужчины никогда не плачут, и вот выросли стройные ряды черноодежных, железнодушных монстров, которые при слове любовь стыдливо кривятся в усмешке. Девочек учили, что настоящая женщина ревнует, переживает и устраивает истерики, и напротив черных рядов мужчин, встали хоть и разноцветные, но визгливые, ревнивые и забитые женщины. В общем нас научили быть неестественными, ненатуральными, неживыми, а искусственно-целлулоидными, как плоские изображения актеров на экране кинотеатра. Этот мир хоть и увлекает, но не может дать всего богатства чувств, на которые способна наша душа. 

И людям приходится устраивать все более сильные и мощные истерики, чтобы ощутить покалывания гнева. Любимым приходится все сильнее и сильнее ревновать, чтобы испытать слезы обиды. Враги вынуждены убивать друг друга, чтобы испытать облегчения от завершения эмоционального давления. 

Мы не натуральны, потому что живем не своими эмоциями, а чувствами, которые приняты в нашем обществе. Это заставляет нас даже наедине с самим собой быть не самим собой. Мы не плачем, когда нам хочется плакать, а стараемся сдержать себя. Мы не радуемся, когда хочется прыгать до потолка, а лишь криво ухмыляемся себе и говорим что-то вроде скупо-киношного ":нормально". Мы ненатуральны, потому что стыдимся своих эмоций, как будто это что-то грязное и мерзкое. 

Эта ненатуральность приводит к тому, что мы устанавливаем самоконтроль над своей душой и насаждаем в ней диктатуру безоэмоциональности. Злость - это плохо, поэтому с ней надо бороться, и вот в душе разгорается война между злостью и желанием ее успокоить. Злость, конечно, сопротивляется, и все большие и большие душевные сила направляются в бой. Огромное количество энергии вливается в эту битву, а злость от этого вливания только усиливается, потому что она, так же как и мы, не любит, когда на нее давят. Ревность - это больно, и вот мы, чтобы не испытывать этой боли пытаемся ревность подавить в зародыше, но это давление только усиливает ее. Любовь делает нас слабыми, и мы начинаем борьбу с любовью. Герои наших фильмов серьезны и неулыбчивы, и вот мы давим в себе живое человеческое желание радостно оскалиться, и стараемся походить на урбанистически-замученного Лео или другого персонажа современных фильмов. 

В нашей душе всегда идет война между чувствами, и нашим умом, который пытается навести порядок. Это невозможно. Ум не может управлять тем, что возникает в ответ на принципы, которые находятся в нем самом. Это так же, как мы не можем управлять своим дыханием, а можем только его задержать на короткой время. Ум - это набор жизненных принципов, которые он усвоил за свою сознательную жизнь. Принципы - это основа убеждений, определенных взглядом на события и факты. Убеждения похожи на очки, через которые мы видим в мире только то, что поддерживает убеждения. Если человек верит в успех своего предприятия, он будет замечать признаки успеха и это будет еще больше усиливать его уверенность. С точностью до наоборот неуверенность в успехе позволяет нам замечать только те факты, которые эту неуверенность подкрепляют, и делают ее все сильнее и сильнее до тех пор, пока желание куда-либо двигаться вообще не исчезнет. 

Ум, это очки на глазах, глядя через которые мы из цельного мира создаем его иллюзию тем, что замечаем только то, что нам нравится, или только то, что нам можно заметить. Это ненатуральный мир, а его иллюзия. Именно эти очки заставляют нас страдать, переживать и падать в пропасть депрессии. Именно они рассказывают нам о том, что нужно чувствовать в том или ином случае. А не можем мы снять очки, потому что они выполняют еще и полезную функцию. Они защищают нас от перегрузки лишней информацией, которой вокруг нас целый мир. Очки ума наше горе и наше счастье. Им не может их снять, потому что они ему нужны. Но мы можем перепрограммировать очки, сделав их более дружественными для нас. Или мы можем воспринимать мир с помощью других методов восприятия. Например, с помощью интуиции. 

Если мы будем интуитивно воспринимать мир, то ум уже не будет иметь над нами той безраздельной власти, которая есть у него сейчас. Толковый словарь определяет интуицию как тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо. От себя добавлю, что интуитивный подход к мировосприятию дает МГНОВЕННОЕ осознание происходящего и такую же моментально-идеальную реакцию на происходящее. 

Чтобы стать более интуитивным, не надо уходить в монастырь. Себя мы все равно возьмем с собой. Интуицию можно и нужно развивать, так же как мы качаем мускулы железом, или уменьшаем талию фитнесом. Быть интуитивным человеком - это осознавать то, что рассудок просто не замечает. И пользоваться умом как средством, для понимания интуитивных сигналов. 

Но сейчас ум мешает нам быть интуитивным тем, что занимает доминирующую позицию по отношению к нам. Сейчас ум наш хозяин, и сначала нужно поставить его под свой контроль.

Упражнение: За пределами ума.

Для того, чтобы взять ум под свой контроль, проделайте следующее упражнение. 

Расслабьтесь по любой известной вам (или предложенной мной выше) методике. А теперь, обратите внимание на мысли, которые есть у вас в сознании. "ухватитесь за одну из них" и мысленно проследите ее путь вашего сознания до момента и места ее возникновения. Проследуйте по той дороге, которая привела эту мысль к вам туда, где она родилась. 

Самое главное при этом, будьте расслаблены. Не надо стараться что-то представить: Пусть все происходит само собой: Вот ваша мысль: Как она выглядит, когда на нее смотришь со стороны? А теперь загляните за нее, чтобы увидеть след, который она оставила, добираясь до вас. И следуйте туда, откуда она пришла. Проверьте себя - расслабьтесь и не прилагайте никаких усилий. Будьте пассивны: 

Двигаясь к началу, заметьте то место, которое явилось исходной точкой для путешествия мысли к вам. И обратите внимание - что за ней? Там пустота: Двигайтесь туда и окажется, что место зарождения мыслей у вас над головой, за вами и они зарождаясь сейчас уносятся к ваше сознание и не находят его, потому что вы здесь, под ними. Вы в пустоте: Вы за границей разума: Здесь нет ничего и есть все. В этом месте рождаются озарения, открытия и прозрения. Пустота основа интуиции. И вы находитесь в ней, даже если сейчас читаете этот текст: Вы сейчас за контролем ума, а это значит, что он под вашим контролем. Ум и мы - одно целое, мы связаны друг с другом, и если ум не контролирует нас, то мы контролируем его. 

Дальнейшие размышления. 

Когда вы выходите за границы ума, вы уходите в пустоту, туда, где есть только интуиция. Можно сказать, что интуиция - это пустота, в которой возникает знание. Пустота важна потому что интуиция это не вещество, как ум, а ничто. Она не может быть там, где есть что-то. Интуиция - это внезапное прозрение, которое появляется так же, как когда-то возникла Вселенная - из ничего. Но мы с трудом можем воспринять интуитивное знание целиком, полностью и без потерь. Это трудно, потому что мы привыкли осознавать мир с помощью ума и логических умозаключений. Именно эта привычка мешает нам воспринять интуитивное знание, потому что интуиция не логична. Пытаясь ее объяснить, как это делаю я сейчас, мы низводим Вселенную до уровня математических формулам над доске, которые ни в коей мере не являются описываемым, а только одним из методов описания. Потери возникают от попытки наложить на интуитивное знание свои модели мира, которые мы создали в течении своей жизни, и которые состоят из принципов и убеждений. Если интуитивное знание на подходит под эти модели, мозг говорит нам - стой, это не то, что думаю я по этому поводу. Поэтому давай-ка уберем всю эту ерунду! И убирает, а мы теряем свой волшебный, божественный дар, с помощью которого могли бы стать Буддами. 

Интуиция общается с нами при помощи чувств и образного мышления и чтобы быть восприимчивым, нам нужно иметь незамутненное эмоциями сознание и живые, яркие чувства, не ограниченные никакими запретами и предписаниями со стороны мозга. Замороченное эмоциями сознание мешает нам видеть все краски жизни. А ограниченные запретами и предписаниями чувства не смогут нам передать всю полноту Мировой Гармонии. Не может ограниченный человек быть восприимчивым к неограниченной Мудрости Вселенной, которая и является нашей интуицией. 

Вот почему важно быть самим собой, то есть с удовольствием и наслаждением переживать любые движения души и не зависеть от мнения других людей и общества, которое пытается насадить нам правила чувствования. Разве может гнев быть неправильным? Не источник гнева, а сам гнев? Источником гнева может быть какая-то ситуация, которую мозг расценивает как подходящую для выражения гнева. И неправильной является эта оценка, потому что на ситуации не написано как ее чувствовать - с гневом или с любовью. Это все работа ума. Но сам гнев - это наша естественная, живая, присущая нам эмоция, которую саму по себе нельзя назвать не плохой не хорошей. Все относительно: 

Для того, чтобы стать самим собой, то есть - интуитивным человеком, мозг которого идеально служит ему, важно разрешить себе чувствовать все, что возникает в душе. Такое разрешение выводит вас за границы ума, в пустоту, и тогда ум больше не имеет над вами власти, и бушующая в душе злость пропадает, потому что пропадает причина для нее - ум больше не подсовывает нам свои оценки жизни. Мы воспринимает жизнь интуитивно, и осознаем - что все происходящее прекрасно. Каждый миг жизни - прекрасен, если мы интуитивно осознаем-чувствуем его. Это очень важный принцип - разрешить себе чувствовать все для того, чтобы это все пропало. 

Но тогда я лишусь и радостных переживаний, - скажете вы. Успокойтесь. Все хорошее останется при вас. Чувства, рвущие в клочья нашу душу, это энергия которая используется не в тех целях. Ум направил нашу энергию, которая сама по себе нейтральна, на нашу душу с целью вызывать душевную боль. И энергия эту боль вызывала. Но это противоестественно для энергии, потому что ее задача - давать нам силы и приносить нам наслаждение жизнью. Поэтому мы не переносим боль, потому что чувствуем что наша энергия направлена против нас. Напротив, радость, счастье, улыбка - это использование энергии на благо, пользование ей по прямому ее назначению. Смех, радость, веселье, возникают не от ума, а от интуиции. Помните историю, про человека, которые открыл все секреты смеха и перестал смеяться? Человечеству уже много тысячелетий, а секреты смеха и радости еще не открыты. Они не будут открыты никогда, потому что это именно то непознаваемое, чего мы не можем узнать с помощью науки, а может воспринять только интуитивно. Не надо беспокоиться тем, как вы будете вызывать смех. Лучше позаботьтесь о том, как вы разрешите себе чувствовать все, что чувствуется.

Упражнение: Превращаем негатив в жизненную энергию.

Как я уже сказал, негативные эмоции - это энергия, используемая не в тех целях. На уровне ощущений негативная энергия расположена в теле в каких-то конкретных местах - энергетических блоках, как их называют иногда. Положительная энергия, напротив, охватывает все тело. Давайте прямо сейчас проведем эксперимент. 

Вспомните какую-то неприятную для вас ситуацию. Может быть кто-то агрессивно нападает на вас, а вы не можете ответить. Может быть это ситуация, когда вы не смогли чего-то достичь: Это не важно: Сейчас обратите внимание - где в теле вы чувствуете те эмоции, которые вам сейчас неприятны? Обратитесь к ощущениями и вы легко определите место концентрации злости, удрученности или тоски. Вы вспоминает что-то, и чувства быстро возникают у вас в душе. 

Место их концентрации можно представить в виде мешка, в который ваша душа изолировала направленную на нее энергию, как живая ткань тела облепляет инородный предмет в попытках вытолкнуть его наружу или, по крайней мере, изолировать его от вашего тела. Эмоции закрытые в этом мешке хотят выйти на волю, но вы усилиями воли пытаетесь этому воспрепятствовать. Не надо. Сделайте наоборот - отпустите эти ощущения и разрешите им разливаться по вашему телу. Наблюдайте за этим как бы со стороны, сохраняя контакт с вашими чувствами. А теперь - ныряйте прямо в это озеро чистой энергии, которая сейчас все еще отделена от вас, так как является вашей частью, пусть и расширяющейся. Нырните и окажитесь в этой энергии и вы почувствуете, как боль ушла, и осталось только наслаждение свободой и жизнью. Делайте это упражнение в том темпе, который позволяет вам спокойно созерцать происходящее внутри вас чудо и вы получите поистине ошеломительную волну радостного счастья. Может быть не сейчас: Может быть позже: Завтра:У вас это получится. 

И каждый раз в жизни, когда вы почувствуете, что в вас просыпается вулкан негатива, сразу ныряйте в него, попутно разрешая себе испытывать все, что приходит к вам, и растворяйтесь в этих ощущениях, своим растворением растворяя их в себе. 

Вы еще можете задуматься над тем, какое чувство было бы здорово испытывать чаще всего? Я вам отвечу просто - это любовь. Не любовь кого-то за что-то, а просто любовь как чувство, которое наполняет вас и изливаясь через край, становится тем подарком, который вы дарите людям вокруг вас. Тут не надо путать любовь - чувство, и любовь - действие. Любовь - действие - это хлопоты и знаки, которыми мы показываем объекту своей любви то, что мы его любим. Это не любовь. Это показуха для других - видишь, я тебя люблю!. В душе мы можем испытывать сладкие волнения, связанные с хлопотами, и предвкушения, вызванные нашими ожиданиями, но это не любовь. Это подделка. Когда в любви присутствует причина и цель, любовь становится банальной случкой, приправленной розовым флером, который под собой скрывает обычный секс. Любовь настоящая, это чувство, наполняющее нас, и ему не требуется причина и цель. Вы чувствуете любовь, потому что это естественно - любить. Злиться и ругаться - это не естественно, это от ума. А любить - это от интуиции. Если бы Бог не любил Землю, он бы не создал ее такой прекрасно-идеальной. А в каждом из нас есть частичка божественно-непознаваемого, и эта частичка звучит любовью. Поэтому если говорить о человеке естественном, то для него быть любящим так же естественно, как дышать, и он не обращает на свое состояние любви никакого внимания. Ну, на самом деле, вы же не кричите каждую минуту - я дышу? То, что люди придают любви так много внимания, говорит о том, что для них это чувство такое же редкое, как полеты первых космических туристов в космос. И, конечно, о такой редкости можно слагать книги, писать стихи и снимать фильмы. А еще можно сказать что настоящая любовь бывает только раз в жизни, и этому ее надо помнить всю оставшуюся жизнь. как это печально, вспоминать то, что у тебя было прекрасного, убеждая себя в том, что больше у тебя ничего подобного не будет. Это глупо. 

Любви в нас столько же, сколько жизни нам отмерено. Как только ваша интуиция начнем раскрываться, вы все чаще и чаще будете чувствовать любовь просто так, без всякой причины. Любви будет становиться все больше и больше и через какое-то время вы привыкните к своему состоянию любви, и перестанете носится с тем, что естественно как с писанной торбой.

Геннадий Павленко
Психолог, мастер НЛП, режиссёр и драматур

 
 
 

Войти в систему

Имя:
Пароль:
Войти

Стань участником проекта!

500 000 человек уже с нами.
 



Здоровый рецепт
Яблочный крамбл
1 столовая ложка манки 3 столовые ложки муки 2 столовые ложки сахара 25 г сливочного масла ------- 3 яблока 20 г изюма ------- корица, ваниль, цедра по вкусу
 
Главная   |   О Нас   |   Условия Использования   |   Контакты   |   Рекламодателям   |   Партнёрам   |   Правообладателям

© 2009 — 2015 ДиетаОнлайн. Программа запатентована, все права защищены.
Яндекс.Метрика